7 ноября исполняется 85 лет со дня рождения отличника народного просвещения России, обладателя наград «За веру и добро» и «За достойное воспитание детей» губернатора Кузбасса, моего главного Учителя жизни – Лидии Иринчеевны Батуровой. Промыслительное значение встречи со своими подлинными Учителями мы чувствуем всю жизнь, а облекаем в «умные одежды» ближе к пожилому возрасту.

Уроженка Новосибирска Лидия Батурова выросла в Ленинске-Кузнецком. Мама Лиды – Раиса Николаевна Батурова, имевшая профессию «рабочего зелёного строительства», была распределена в «Ленгорзеленстрой» и посвятила свою трудовую жизнь озеленению нашего города. В 1955г. Лида окончила среднюю женскую школу №13, известную тем, что под предлогом строительства школьных мастерских городские власти в 1961г. снесли первую в Кольчугине Покровскую церковь. Высшее образование Лида получила в Красноярском государственном педагогическом институте по специальности «география и биология», получив профессию «учителя средней школы». [фото 60-х годов]

В 1961г. распределительная комиссия направила молодого специалиста в среднюю школу посёлка Диксон Красноярского края.

ВСТРЕЧА

Отработав положенный срок и завершив свой первый выпуск на Диксоне, Лидия Батурова возвратилась на «материк», в родные комнаты коммунальной квартиры на проспекте Ломоносова г. Ленинска-Кузнецкого, в которых живёт до сегодняшнего дня. С первого дня знакомства с настоящей путешественницей, работавшей на Крайнем Севере, её рассказы и фотографии о жизни в арктической тундре на берегу Карского моря Ледовитого океана будоражили моё детское воображение. Для меня неизгладимым впечатлением от начала 1966-1967 учебного года стало знакомство с вновь назначенной классной руководительницей нашего 5-го класса восьмилетней школы №12 учителя географии. За неделю до начала занятий она собрала группу летней практики и вместе с нами оформила кабинет географии. Во время оформления стенда по достопримечательностям самых больших городов Советского Союза мне «достался» Ленинград. По урокам Блокады в начальных классах Зинаиды Семёновны Михайловой наш класс уже знал символику и историю обороны Северной столицы России от гитлеровского Евросоюза. Когда стенд был готов, педагог пригласила в кабинет нашу первую учительницу и представила плод коллективных усилий её бывших «цыплят». Тогда же она поведала нам о героической обороне посёлка Диксон во время Великой Отечественной войны. Север Красноярского края был единственным сибирским регионом, на территории которого шли бои. В августе 1942г. немецкий линкор «Адмирал Шеер» попытался захватить арктический порт, чтобы перерезать доставку грузов по Северному морскому пути и блокировать предприятия Норильска, выпускавшего никель для военных нужд. Подобно защитникам Ленинграда, команда береговой батареи Диксона отбила атаку фашистов и не дала им ступить на русскую землю. Рассказ учителя географии стал для меня ещё одним откровением об отечественной истории. «Зинушка» предсказуемо и привычно рыдала, называя нашу классную наставницу «Лидочкой». По моему мнению, именно тогда началась сотрудничество и дружба наших первых учителей, продолжавшиеся до ухода Зинаиды Семёновны из земной жизни.

ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ

Начиная с первого дня знакомства, «классная» и «географичка» поразила меня своим опытом путешественницы и безграничными знаниями. Благодаря потрясающим рассказам молодой учительницы каждый урок превращался в путешествие по материкам и океанам, просторам России и далёких неведомых стран. Она описывала свои похождения на красноярских Столбах, на полярном Диксоне, в горах сибирского Алтая и азиатского Кавказа. Фактически, умело применяя межпредметные связи, учительница давала нам базовые знания по физической, экономической, политической и исторической географии.

Когда мы приступили к изучению темы про народонаселение и расово-этническое разнообразие землян, «Лидочка» легко и без аффектации продемонстрировала на себе самые яркие внешние признаки монголоидной расы, составляющей почти половину населения земного шара. Род Батуровых-Батаровых происходит из западных бурят Прибайкалья и сохраняет в чистом виде особенности центрально-азиатского типа популяции: смуглая кожа и тёмные волосы, плоское лицо, широкий разрез глаз, эпикантус, ярко выраженные скулы. Когда мы на уроке стали рассматривать друг друга, то в классе обнаружились представители всех рас, кроме негроидной, и с десяток наций и народностей – русские, татары, украинцы, казахи, чуваши, прибалты и другие. Могу засвидетельствовать, что за все школьные годы я ни разу не встречал проявлений агрессивного национализма или уничижительного отзыва о человеке по этническому признаку.

ОТРОЧЕСТВО

После перехода в подростковую среду средних классов мне предстояло найти иную опору для обретения чувства уверенности и защищённости. Волей-неволей нужно было менять систему координат. Уже не было монологического по природе, но так привычного педагогического наставления, укора или одобрения Зинаиды Семёновны. Мне «стало прилетать», доставались зуботычины от самоуверенных и самоутверждавшихся пацанов горняцкого города, но я не знал, как этому противостоять. Однажды, после очередной стычки с «фулюганами», меня, плачущего навзрыд и «мотавшего сопли по физии», новая классная руководительница отвела в учительскую, успокоила и вместе с медсестрой замазала зелёнкой «кровавую рваную рану» в виде царапины на моей пятой точке. После совещания с первой учительницей Лидия Иринчеевна отвела меня в класс, проследила, чтобы я благополучно добрался до дома, а моих одноклассников мужского пола собрала после уроков в нашем кабинете. Я до сих пор не знаю, что она сказала подросткам, но с этого дня меня никто и никогда в школе не трогал. Правда, у некоторых обидчиков в последующие дни были замечены слегка опухшие лица и трудности с локомоцией. С того времени в среде одноклассников ко мне навсегда прилипла школьная кличка «Шурик».

Коллективными усилиями школы и семьи моя неуёмная энергия, холерический темперамент и пронырливость были «введены в оглобли» и направлены в мирное русло.

Сохранившиеся в моей памяти отроческие годы делятся на два равных блока – школьное пространство и двор двухэтажного барака на Вентиляционной улице. Опыты с карбидом в подполье нашей полуподвальной квартиры, применение принципа реактивной тяги при поджигании фотоплёнки на пескосушилке возле ж/д переезда по улице Кирова (недалеко от Погрузочно-транспортного управления по проспекту Кирова, 13), подкладывание гвоздей на рельсы железнодорожной сортировки под гружёные углём вагоны и дальнейшее изготовление самодельных ножиков из расплющенного железа, походы на задворки завода «Красный Октябрь», покорение отвалов-терриконов шахты имени Кирова и складов ЦЭММ «Ленинугля» пригодились мне в будущем.

 ЮНОСТЬ.

После выпуска из восьмилетки местом сбора нашего класса стала большая проходная комната семьи Батуровых в коммунальной квартире. Разлетевшиеся по другим школам, техникумам или рабочим коллективам, мы обрели неизменную «точку сбора» и место притяжения. Все последующие десятилетия наездов в Ленинск-Кузнецкий, когда многие из нас учились и работали в других городах, в день рождения «Лидочки» – 7 ноября – мы старались обязательно прийти на проспект Ломоносова. Этот день, нечаянно совпавший с государственным праздником, стал для меня особым. Со времён школьных утренников-вечеринок Лидия Иринчеевна приучила нас самих творить радость встреч. Мы собирались по сигналу наших активистов, накрывали стол из того, что приносили с собой, устраивали застолье и обязательно в финале приводили в исходный порядок столы, комнату, посуду. Наши встречи никогда не переходили в бесконечные и бессмысленные посиделки, никогда не было спиртного, не было даже намёка на «разгуляево».

Вспоминая школьные годы, я постепенно осознавал причины своего непреодолимого желания посещать школу и устойчивой привязанности к классному коллективу. Несомненной заслугой учителей 12-й школы было профессиональное владение педагогическим ремеслом, на которое, безусловно, откликалась детская душа и интеллект. В этом плане Лидия Иринчеевна не стала исключением. Её уникальность проявилась в ином, созвучном времени, поиске преодоления замшелой, догматичной, «заидеологизированной» школы. Заслуга Лидии Иринчеевны состояла в том, что она повседневно доказывала возможность конструирования высокорезультативных систем взаимодействия с детьми и подростками, находя золотую середину между панибратством и равноправием в отношениях с юными индивидами. Что рано или поздно, привело её к конфликту с представителями «бездетной педагогики», «безличностной психологии» и «бесчеловечной медицины». К сожалению, мне ничем не удалось помочь моей учительнице в эти страшные месяцы. Она просто не отягощала своими трудностями такого далёкого и так эгоистически ориентированного ученика. До сих пор испытываю чувство вины и публично прошу прощения…

ЗРЕЛОСТЬ

Годами позже на этих встречах мы знакомились с мужьями и жёнами одноклассников, которые остались в Ленинске-Кузнецком и обзавелись семьями. Праздничными сборами в доме Лидии Иринчеевны формировалась не только культура застолья. Она подавала нам пример бодрости духа, трезвости мышления, жизненного оптимизма и доброжелательного юмора. Принимая нас как бывших учеников и как взрослых самодостаточных персон, она доверяла нам во многих вещах, и мы полностью ей доверяли. Не пройдя по конкурсу на гумфак НГУ после окончания десятого класса 38-й  школы, я устроился на работу в школу №12 лаборантом кабинета химии и физики. Лидия Иринчеевна к тому времени уже три года служила завучем восьмилетки и целый учебный год я работал под её началом. Без сомнения, свою дальнейшую учёбу в педагогическом институте и практически бесконфликтное вхождение в педагогическую практику я напрямую связываю с отсутствием страха перед ученической массой и учительской средой. Моя профессиональная карьера в средней и высшей школе, а последние 30 лет – в лечебной педагогике – это, в огромной степени, заслуга Лидии Иринчеевны. В моей душе всегда живёт благодарность школьной наставнице и моим одноклассникам за поддержку в школьные годы и в годы студенчества. Что бы ни происходило в моей жизни, на какие бы расстояния не отводила меня судьба от малой Родины, я воспринимаю и ощущаю школьные годы как время и пространство физической безопасности и безусловного душевного комфорта.

При всём своём скепсисе в отношении социальных сетей, несколько лет назад я зарегистрировался в «Одноклассниках». Страница в «ОК» позволяет мне следить за информацией о моём учителе, поздравлять её с памятными датами и поддерживать коммуникацию с активными соучениками. После размещения в личном профиле нескольких групповых фотографий нашего класса за 1961-1969 гг. и опубликованных в «Городской газете» весной 2021г. воспоминаний о В.А. Ваграмове и З.С. Михайловой, я получил в сети, в личной переписке и в телефонных разговорах множество откликов.   Читатели мемориального очерка в первой газете Ленинска-Кузнецкого, которую я помню ещё как «Ленинский шахтёр», поддержали меня и воодушевили на настоящее эссе. В первую очередь, меня поддержала Лидия Иринчеевна, поблагодарив за почитание и память об учителях. Благодарили люди, гордящиеся городом и горожанами. Бесконечно порадовали отзывы моих родных, друзей и крестников с крайне комплементарными для меня словами о трогательности запомнившихся сценок школьной жизни, о феноменальности личной памяти и феноменологии процесса вспоминания. «Очень достойно и правильно помнить своих учителей, которые видят твои задатки и задают правильный вектор». Молодых конфидентов поразили «блокадные уроки» Зинаиды Семёновны, исторические детали быта и их причудливое преломление в драматургии судьбы. «Хорошо, что в жизни у нас всегда появляются хорошие люди и меняют наш путь удивительным и причудливым образом. Был ли бы ты в Питере, если бы не твои учителя?». Особо одарённые оценивали значение школьного времени для формирования «ландшафта души», об исторической памяти как основе социокультурной идентичности. «Сейчас так мало «навыка» живой памяти о времени испытаний и роста». И, наконец, благодарили за доверие к прикосновению к очень личному миру воспоминаний и возможность собственных реконструкций прошлого. «Вы спровоцировали этой статьёй нежные воспоминания к моей первой учительнице, а это уже превосходит задачи обычной статьи. Данная статья может работать как своеобразная личная терапия и самоанализ». Помня, что «самокритика есть неотъемлемое и постоянно действующее оружие в арсенале большевизма», я надеюсь на благосклонность читателя и понимание непреодолимой тяги к публичному признанию в любви к Лидии Иринчеевне. Быть может, возможен побочный эффект — получение удовольствия от чтения мемориального опуса.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Категорию судьбы изучают философы и психологи, описывают художники и криминалисты. Диаметрально противоположные позиции представлены двумя лагерями непримиримых антагонистов. Языческий мир уверен в том, что жизнь человека подчинена не зависящим от него роковым обстоятельствам («fatum intersections», фатальные перекрёстки). Христианство объясняет пересечения жизненных путей как следствие Божественного замысла о человеке (промысл Божий). Проще говоря, либо индивидуум подчиняется обстоятельствам внешнего мира и живёт в координатах неисповедимости («Человек живет, как трава растёт» по словам русского духовного стиха), либо личность задумывается о своей жизни, о своём предназначении и, в конечном итоге, исполняет замысел Творца.

Миссия Учителя состоит только в осознании смысла собственного существования ребёнка и раскрытии наполняющих его талантов («даров»). В моём случае, каждый всплеск интереса к чему-то новому или к очередному завлекающему занятию моя мудрая наставница поддерживала без скепсиса и критики, с полным присоединением к юношескому энтузиазму. Жизненный опыт помог мне осознать эту аксиому восприятия возраста, лаконично сформулированную ещё в середине XIX века французским историком и дипломатом Гизо. «Если к двадцати годам вы не идеалист – у вас нет сердца, а если к тридцати вы всё ещё идеалист – у вас нет головы».

Любовь, творчество, свобода — ключи, открывающие двери в мир другого человека. Любовь как состояние вибраций, переживаемых в Божественном присутствии. Творчество как проявление Божественного начала в каждом индивидууме. Свобода как дар выбора, возможный только у свободной персоны и недоступный для раба. В постмодернистском мире расчленительной психологии и остервенелой педагогики феномен Лидии Иринчеевны Батуровой — это оазис единства мудрости Наставника и бесстрашия Учителя. У каждого индивидуума свой Путь в земной жизни и свои Встречи на этом пути. Благодаря своему Учителю я прошёл свой жизненный путь, сохраняя память и привязанность к своему классу, школе и городу.

Александр КОЛЕСИН.

Ленинск-Кузнецкий – Новосибирск – Ленинград – Санкт-Петербург. 

admin
mail@ria-leninsk.ru