В наш век стремительных скоростей во всех сферах жизни вопрос обеспеченности горожан и селян общественным транспортом не просто остаётся актуальным. В  некоторых, особенно отдалённых, районах он выходит на первый план. И это неудивительно: например, жители посёлка Никитинский, входящего в состав города Ленинск-Кузнецкий, но располагающегося в 19 километров от него, постоянно находятся в дороге. В автобусах они едут на работу, учёбу, в больницы и поликлиники, везут детей в детские сады и, в конце концов — просто чтобы отдохнуть в городском парке или поплавать в бассейне. А потом, соответственно, на них же возвращаются домой.

Всего лишь пару лет назад эти поездки были не самыми комфортными – как правило, в старых тесных «пазиках», которые, к тому же, ещё и нередко сходили с линии по причине той или иной поломки. Сейчас эти транспортные средства на маршруте №102 (Губернский рынок – пос. Никитинский) появляются крайне редко,   лишь в случае какого-либо форс-мажора в Ленинск-Кузнецком филиале государственного предприятия Кузбасса «Пассажиравтотранс», которое и занимается перевозками. Теперь на линию выходят новенькие автобусы, поступившие в город по областной программе оптимизации развития транспорта и связи Кузбасса. За рулём одного из них работает Юрий Алексеевич Беляев, общий водительский стаж которого составляет уже 43 года.

Дал военкомат путёвку в армию и в жизнь

В семье ленинск-кузнецкого мальчишки Юры Беляева не было ни водителей, ни личного автомобиля  — по тем временам это считалось даже не редкостью, а настоящей роскошью. Папа с мамой, у которых были серьёзные проблемы со слухом и речью вследствие определённых трагических событий, случившихся в детстве, как могли, тянули троих ребятишек, так что жизнь мёдом никому из них не казалась. Вот и самый младший из детей, Юра, по окончании девяти классов школы пошёл учиться в профессиональное училище, чтобы приобрести рабочую профессию. Работать по ней он потом, правда, не стал, но, как говорит сейчас, освоенные им навыки строительного столяра ему очень пригодились в собственном доме, где он много лет живёт со своей семьёй. Более того, сослужили они ему и его однополчанам хорошую службу и в армии. Тогда умение солдата-сибиряка разбираться в породах дерева помогло ему убедить командира в том, что невозможно в новой казарме отдраить пол из досок лиственницы с красноватым оттенком до жёлтого сияния сосновой древесины…

Армия – это особая история в жизни любого мужчины, тем более в советское время, когда службой в ней по-настоящему гордились. И у Юрия эта история сложилась более чем удачно. Перед призывом на срочную горвоенкомат направил его учиться в ДОСААФ на водительские права. «Я всегда мечтал выучиться на водителя, поэтому очень обрадовался, — вспоминает Юрий Алексеевич с улыбкой. – За день мы с дружком, которого тоже туда отправили, обежали всё, что нужно, и подстригли друг друга налысо, хотя мне и жалко было расставаться со своими длинными волосами».

Кстати, армия, помимо всего прочего, тоже дала ему очень полезные для будущей профессии знания. Попав в автомобильный дивизион в Группе советских войск в Германии, он освоил профессию аккумуляторщика. А через год часть перевели на родную землю, и Юрию довелось покрутить баранку и на Дальнем Востоке.

Дядя Юра с маршрута №102

Свой трудовой путь после возвращения из армии Юрий начинал в городской автоколонне №1337. Самым первым автомобилем, за руль которого он здесь сел, был ГАЗ-52 с фургоном для хлеба – тогда это называлось хлебовозкой. «А потом я все машины прошёл – и на бензовозе, и на чём только не работал, — рассказывает Юрий Алексеевич. – Где-то в 90-х, когда всё начало разваливаться, нас перевели в ПАХ. Там тоже сначала посадили на бензовоз. Но работы в те годы часто не было вообще, зарплаты не давали, а у меня уже была семья. Я с самого начала задумывался  о том, чтобы получить права категории «Д» и перейти на пассажирский транспорт. Но денег на обучение за собственный счёт не было. Тогда мне подсказали, что предприятие может учёбу оплатить, а потом высчитывать из моей зарплаты. Если знал бы это, раньше с грузовых машин ушёл бы».

ПАХ – это пассажирское автохозяйство. После нескольких реорганизаций оно претерпело и несколько изменений в названии, а недавно это предприятие вошло в состав ГПК «Пассажиравтотранс» как филиал г. Ленинск-Кузнецкий.

Водителем общественного транспорта Юрий Алексеевич стал в 2022 году. Много лет он колесил по ленинск-кузнецким и полысаевским дорогам на маршрутках-«ПАЗиках» по маршрутам №2, №11, №125, №130, №120… Повидал всего и всякого, как и любой водитель, хлебнул немало лиха на своём пути. Работы никогда не боялся, и руки замарать тоже. Бывало, ремонтировал машину и на ходу, чтобы не сходить с линии, а когда в ремзоне слесари или мотористы над ней «колдовали», переодевался в спецовку и вносил свою весомую лепту в то, чтобы «ласточка», как многие водители называют своё транспортное средство, вновь полетела. На этом же предприятии, кстати, много лет трудилась и его жена Тамара – она была кондуктором.

Маршрут №102 стал для Юрия Алексеевича, пожалуй, самым длительным – как в смысле протяженности (за исключением 120-го), так и по времени работы. «Там на моих глазах многие ребятишки повыросли, — рассказывает он. – Когда-то родители их в детсад возили, а теперь некоторые из девочек уже и сами мамами стали». В какой-то период Юрия Алексеевича, правда, переводили на другие линии, но вскоре он снова туда вернулся – теперь уже на современном новом НефАЗе с мягкими удобными пассажирскими креслами, а самое главное – со всеми безотказно работающими системами и агрегатами. И несмотря на то что за добросовестный труд водителя-профессионала неоднократно награждали, в том числе почётной грамотой от губернатора и знаком «За безаварийную работу» III степени, он признаётся, что этот автобус стал первым, который он получил новым. «А новый и есть новый, — говорит Юрий Михайлович. – Ездить на нём одно удовольствие — следи только за порядком и своевременно проводи техобслуживание. Раньше я никогда не думал, что людей буду возить, а теперь мне очень нравится. И пассажиры ко мне с уважением относятся: заходят, «здрасьте» говорят, мужчины руку протягивают. Они, кстати, все меня дядей Юрой называют».

И, в принципе, можно было бы уже и оставить Юрию Алексеевичу свою совсем не лёгкую работу (одни только подъёмы в 4 часа утра чего стоят!). Он ведь уже и на пенсию пошёл, и заняться ему с супругой есть чем в свободное время: внуки растут; рыбалка, ягоды да грибы в лес и к рекам-озёрам так зовут, что потом не оторвёшься от них… Только не готов он пока к этому – трудно, признаётся, будет без всего того, что даёт ему сейчас работа. Так что поколесит ещё дядя Юра по дорогам – на радость себе и добрым людям…

Наталья АРТЁМКИНА.

Фото автора.

 

 

admin
mail@ria-leninsk.ru