Через неделю, 30 апреля, своё 375-летие отмечает старейшая государственная служба России – пожарная охрана. За эти почти четыре века наша жизнь изменилась до неузнаваемости, за исключением того, что лучший друг человека – огонь — в считанные мгновения может по-прежнему превратиться в коварного и беспощадного врага, сметающего всё на своём пути. Но если главными помощниками самих пожарных всегда были и остаются вода и транспортные средства, то система оповещения о пожарах прошла эволюцию от колокольного звона до компьютеризированной диспетчерской службы, связанной воедино с экстренной службой по известному всем номеру «112».

Профессия пожарных вполне заслуженно остаётся одной из самых героических, но успех их дела, как и прежде, во многом зависит от того, насколько оперативно, правильно и слаженно сработают диспетчеры. После того как федеральная противопожарная служба вошла в состав МЧС России, пожарных всё чаще называют спасателями. Соответственно, гораздо шире стал круг обязанностей и у сотрудников центрального пункта пожарной связи (ЦППС) службы пожаротушения 7 пожарно-спасательного   отряда ФПС ГПС ГУ МЧС России по Кемеровской области – Кузбассу. К тому же в зону ответственности этого отряда кроме городов Ленинск-Кузнецкий, Полысаево и Ленинск-Кузнецкого района с 1 января 2020 года вошли ещё Промышленновский и Крапивинский районы. Таким образом, даже далёкому от этой службы обывателю нетрудно представить, в каком напряжении находятся всю смену, а это 24 часа, сотрудники, вернее, сотрудницы ЦППС.

В общей сложности в коллективе трудятся 5 диспетчеров и 5 радиотелефонистов – по одному из них в каждую смену. Они принимают все телефонные звонки на номер «01» и все сообщения, которые по единой компьютерной сети им переадресовывает служба ЕДДС, куда проходит  каждый звонок на номер «112». А связаны вызовы могут быть с любым происшествием: пожарами, угрозой террористического акта или подозрением на него, ДТП на дорогах, падением человека с высоты, авариями на шахте, куда спасатели тоже выезжают вместе с ВГСЧ… И даже вскрытием дверей в жилище в случае потенциальной угрозы жизни.

Чтобы вовремя отреагировать на них и отправить на место происшествия необходимое количество спасателей и техники, у них есть всего лишь пара минут, а порой и несколько мгновений, ведь цена им – человеческая жизнь. Но и после выезда спасателей напряжение тоже не спадает: сотрудники ЦППС тщательно отслеживают все их действия и «ведут» до того самого момента, когда будет ликвидирована ЧС.

Обо всём этом мне рассказывают и показывают всю информацию на компьютерных мониторах две женщины, гостеприимно встретившие меня во время их дежурства в ЦППС. Ольга Пертаева – диспетчер, которого по праву уже можно назвать ветераном службы. Она награждена ведомственными медалями «За отличие в службе» трёх степеней. Её стаж составляет 23 года, и начинала она с радиотелефонистов. Ольга имеет непосредственное отношение к рабочей династии пожарных и пришла сюда, говорит, по великому собственному желанию. За все годы службы диспетчер Пертаева давно усвоила: от принятого ею решения зависит весь дальнейший исход тушения пожара или ликвидации ЧС. А на вопрос, что очень важно в работе диспетчера, отвечает: «Сильный характер, уверенность, дисциплина, сработанность со всеми коллегами, в том числе с начальниками караулов».

Радиотелефонист Евгения Жаринова устроилась в 7 пожарно-спасательный отряд несколько лет назад, в штате ЦППС она второй год. Раньше работала в другой профессии, а сюда пришла, поддавшись на уговоры мужа, который был в 7 ПСО водителем. На вопрос, почему сменила свою спокойную и размеренную жизнь на столь непростую службу, с улыбкой отвечает: «Наверное, я слишком сердобольная».

Заглянула в этот день на ЦППС и ветеран ФПС Елена Свиридова, в личном активе которой ведомственные медали двух степеней. Она проработала 15 лет радиотелефонистом в пожарной части №3 города Полысаево и ещё лет пять – в ЦППС. За эти годы Елена Алексеевна повидала многое и всякое, но больше всего, пожалуй, ей запомнился период сейсмоактивности в Полысаеве. Это случилось в 2009 году: подземные толчки происходили тогда один за другим на протяжении нескольких недель, и в городе даже был объявлен режим чрезвычайной ситуации.

В целом же, все три женщины, будто в голос, отмечают,  что  самый трудный для них период, – это весна. «Весной горит всё и всегда, — говорят они. – И самое страшное, когда погибают люди или есть пострадавшие». В эту пору им особенно мешают работать те самые ложные вызовы, которые с завидным упорством сыплются по телефону как из рога изобилия. С начала 2024 года их зарегистрировано уже порядка 60-ти. И пока спасатели тратят время на то, чтобы «поразвлёкся» очередной «шутник», вполне возможно, в эту же самую минуту их помощь жизненно необходима для реально пострадавшего человека.

А ещё сотрудники ЦППС просили в очередной раз донести до сознания всех людей, что, если, не дай бог, где-то что-то загорелось, то в первую очередь необходимо вызывать пожарных, и только потом приступать к самостоятельному тушению. Сами-то мы, конечно, знаем о том, что даже из искры пламя может разгореться всего лишь за несколько секунд. Но в панике об этом забываем, а когда набираем «01» или «112», время уже может быть упущено. Одним словом, есть смысл прислушаться к советам профессионалов, которые не только помогают укротить огонь, но и пишут историю каждого ЧП.

Интересно, насколько изменится их работа ещё через четверть века, ведь 400-летие пожарной службы уже не за горами, а прогресс сегодня продвигается уже чуть ли не с космическими скоростями…

Наталья АРТЁМКИНА.

Фото автора.

admin
mail@ria-leninsk.ru