В числе, пожалуй, самого огромного сообщества в нашем мире – автомобилистов – есть большая часть людей, которая по много месяцев в году проводит за рулём практически сутки напролёт. Я говорю о дальнобойщиках. Чем только ни была окутана в последние десятилетия эта профессия – и романтикой больших дорог, и криминальной завесой, и этаким «синдромом бродяжничества», который не даёт человеку сидеть дома, нередко разрушая тем самым его семью. Так что же она на самом деле даёт сегодня водителю большегруза, для которого, по моему мнению, в первую очередь, это всё-таки тяжкий труд – и физический, и моральный, и психологический…
Когда стремишься за мечтой
Ленинск-кузнечанин Константин Нестеренко признаётся, что о профессии дальнобойщика мечтал с детства. Он вырос, можно сказать, рядом с баранкой тех автомобилей, на которых работал его отец, — УАЗа, КамАЗа и других. Жила тогда семья Нестеренко в Казахстане, Анатолий Николаевич колесил по всему Советскому Союзу и даже за границу ездил – к примеру, в Румынию, в Бухарест. Одним словом, мир повидал. И, конечно же, глядя на него, сын тоже загорелся таким желанием. После школы-девятилетки он и профессионально-техническое училище подходящее выбрал. Выучился там на механизатора широкого профиля и водителя категории «В» и «С».
Однако родился Костя уже совсем в другое время, нежели его отец. К тому времени, когда после двух лет службы в армии парень вернулся домой, давно уже развалился могучий Союз, везде и всюду пытались ликвидировать последствия перестроечной разрухи. Да и его дом был уже не в братской республике, а в кузбасском посёлке Демьяновка Ленинск-Кузнецкого района, где обосновались родители.
Работы нормальной для молодого человека без опыта по специальности не было тоже. Детская мечта осталась где-то за недосягаемым горизонтом, ему предлагали лишь места с совсем небольшой зарплатой, но Константин и этому был рад. Устраивался на одно место, подрабатывал на другом, ухитрялся взяться за какую-то работу на третьем. Трудился кочегаром, одновременно – сторожем и завхозом в школе, водителем погрузчика и асфальтоукладчика в дорожной компании, трактористом и комбайнёром.
А потом устроился к демьяновскому фермеру Петру Понаморенко, который и предложил Константину выучиться за его счёт на права категории «Е». Взамен – не менее чем двухгодичная отработка в хозяйстве Петра Григорьевича. Именно это обоюдное соглашение и стало определяющим в судьбе Константина. После того как он отработал положенный срок и получил опыт вождения грузовика с прицепом, его давние поиски подходящей компании, занимающейся грузовыми перевозками, наконец-то увенчались успехом.
Мелькают километры, закаты и рассветы
Грузы перевозил Константин самые разные. С востока везли, в основном, китайские «шмотки», туда – лес, металл, какую-то продукцию, строительные материалы. Логистикой маршрутов занималась компания-перевозчик, так что стоять подолгу в ожидании загрузки не приходилось, а именно длительное ожидание для него всегда было самым неприятным в работе дальнобойщика.
А вместе с приходом коронавируса в этом плане начались серьёзные проблемы. Некоторые российские регионы, как, например, Ростов-на-Дону, в первые месяцы объявленной пандемии на свою территорию вообще не пускали. Транзитом мимо ехать тоже было непросто: на трассе были закрыты все кафе, объекты придорожного сервиса и автозаправки, находящиеся поблизости от населённых пунктов. Но, как говорится, всё пройдёт, и это тоже: одолели и эту беду.
За почти шесть лет работы дальнобойщиком Константин повидал всю Россию. Комсомольск-на-Амуре, Уссурийск, Хабаровск, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Мурманск, Калининград, Ростов-на-Дону, Краснодар, Новороссийск, Анапа, Ессентуки, Республика Чечня… Красот насмотрелся всяких разных, морей тоже – от тёплого и ласкового Чёрного до сурового и, кажется, беспрестанно штормящего зимой Японского. Но больше всего ему пришлись по душе именно те места, которые находятся на Дальнем Востоке и в Приморье, в том числе и озеро Байкал. Исторических и архитектурных достопримечательностей тоже повидал немало, но наибольшее впечатление на него произвела одна из самых новых – Крымский мост. Вот где, говорит он, простор, ширь и мощь!
«Я вот не понимаю тех людей, которые ездят за границу отдыхать, — размышляет Константин. – Страна у нас самая большая в мире и такая красивая, в ней есть столько удивительных мест — и на востоке, и на юге, и на западе. Хочешь – на курорте отдыхай, хочешь – дикарём, в кемпинге или палаточном городке. Я знаю одного человека, который устроился дальнобойщиком, чтобы на всё это посмотреть. У него был свой бизнес, какой-то постоянный доход, а он ездил туда, где ещё не был, и даже логистов просил, чтобы они отправили конкретно в какой-то город».
«Дороги у нас непростые: перевал, серпантин, гололёд…»
Однако была и есть у всей этой яркой «картинки» и обратная сторона. Неожиданных «приключений» и негатива в профессии дальнобойщика хватает с лихвой. Немало из них связано с рельефом местности, по которой едешь, и сложными погодными условиями. Вот как, к примеру, на 120-километровом участке трассы, который идёт от Иркутска по побережью Байкала. В этих горах, среди бесконечных обрывов и скал в гололёд и снегопады, увы, практически не обходится без аварий. Константина Бог, видно, миловал, а вот с его напарниками, когда он отдыхал, такая история случилась. Она же стала и самой печальной за всё эго время его работы на федеральных трассах. Тогда погибли двое пожилых людей. Конечно, это было страшно – люди лишились жизни, и этим всё сказано.
«Очень долго длилось следствие, шли разбирательства, — вспоминает Константин. — Вина была не напарника, но это надо было ещё доказать. Гаишники всегда говорят: в любой ситуации — на вас едет машина, или в тебя сбоку врезается, или ещё как-то – будь всегда на своей полосе, это самое главное. Когда ты на ней, это уже половина доказательства того, что это не твоя вина». Эту премудрость Константин хорошо усвоил. Он оказался грамотным водителем, который усвоил все уроки жизненной школы дальнобойщика.
Конечно же, не обошлось в его практике и без пресловутых двух российских бед – дураков и дорог. Что касается первой, то это водилы-лихачи.
— Сейчас на дорогах очень много молодёжи, а она не понимает, что, допустим, он едет, а у него там, за спиной, — 25-30 тонн груза, — рассказывает Константин. — Они на этих фурах носятся, как на легковушках, не думая, что у них тормозного пути как минимум метров 20…
— А как на счёт помощи чужим на дороге? Ведь раньше это негласное правило было золотым, — интересуюсь я.
— Водительское братство у нас, конечно, не перевелось. И ты всегда остановишься, поможешь, и тебе помогут. Правда, и это братство сейчас уже не то. Останавливаться меньше народа стало. Бывало, стоишь, рукой машешь, а он мимо пролетает. То ли трудно остановиться, то ли боятся чего…
А, с другой стороны, бояться, действительно, есть чего. Такого криминала, как в 90-е, сейчас, конечно, нет, но любители поживиться за чужой счёт, к сожалению, тоже встречаются. Обычно это происходит на больших перегонах и когда дальнобойщики едут без напарника. Несколько лет назад в районе печально известного населённого пункта Бабушкино в Амурской области произошло сразу несколько случаев ограбления и убийства водителей, вспоминает Константин. Груз при этом практически не пострадал, а люди заплатили за этот разбой ценой своей жизни…
Если говорить о второй российской беде – дорогах, то и она по-прежнему имеет место быть. «Едешь по нашей родимой России и попадаешь в такие места, что по навигатору там есть дорога, а она там закончилась. Вроде, федеральная трасса, а там асфальт просто раздавлен, и ты проваливаешься. Бывало, и сутки простоишь, пока приедут, всё расчистят, продолжает свой рассказ Константин, которого я заваливаю вопросами. — Есть и такие опасные места, где даже выходить опасно: дикая природа, медведи, уссурийские тигры, енотовидные собаки, которые выходят на дорогу… К счастью, нам попадались, в основном, смирные, свидетелями их агрессии становиться не приходилось. Помню, однажды наблюдали, как медведица медвежонка «на охоту» вывела. Сама стояла в стороне и смотрела, как ему из машин, стоящих в колонне, угощение кидают. В таких случаях главное — не повестись на умиление, желание позвать «кис-кис» и выйти на дорогу».
А дорога жизни разматывает всё новые мили
В общем, много всяких историй осталось в памяти Константина. Но из дальнобойщиков он недавно ушёл и сменил профессию: насмотревшись красот и высот земных, пошёл покорять подземные. Его детская мальчишеская мечта сбылась, и теперь у него появилась самая что ни на есть мужская, взрослая. У многодетного отца родился самый младший сын. «Я не видел, как выросли старшие дети, потому что постоянно была работа, работа, работа… Сейчас у меня есть мелкий, хочу видеть, как растёт он, — со счастливой улыбкой говорит мужчина. – Семья — это самое важное. Когда уходил в рейс, я знал, что меня ждут, мне есть куда вернуться, и мне грело это душу. Теперь хочу быть рядом с ними всегда…».
Наталья АРТЁМКИНА.
Фото из личного архива Константина НЕСТЕРЕНКО.