К отмечаемому 3 декабря Дню инвалида чаще всего я рассказываю о детях с ограниченными возможностями, а вернее, об их семьях. Причин тому сразу несколько: эти ребятишки, как правило, с самого рождения живут через преодоление, но этого преодоления не было бы без тихого и ежедневного материнского подвига, и так уж случилось, что День инвалида и День матери располагаются в календаре совсем рядышком. Но сегодня героиней моего повествования станет другой человек – тот, кто помогает таким детям расцветить их собственный мир яркими красками, наполнить его радостью и иногда даже зашкаливающими эмоциями.
С другого ракурса
Изменить подход к теме публикации, посвящённой нынешней дате, мне помогла Светлана Анатольевна Юрасова – директор Ленинск-Кузнецкого реабилитационного центра для несовершеннолетних детей и подростков с ограниченными возможностями. Она предложила написать о ком-нибудь из сотрудников центра, и эта идея мне понравилась. Ведь эти люди на самом деле оказывают мамам и папам неоценимую помощь в том, чтобы их особенные детки смогли освоиться в нашем мире и почувствовать себя с ним единым целым. А порой помогают и в буквальном смысле поставить их на ноги.
Правда, признаюсь честно, выбор кандидатуры, а вернее, её профессии, который сделала руководитель, оказался для меня несколько неожиданным. Но всё встало на свои места сразу, как только я вошла в залитый солнечный светом кабинет и увидела не менее солнечную улыбку встретившей меня женщины. Итак, знакомьтесь: педагог дополнительного образования Лариса Александровна Гурок. В реабилитационном центре она работает уже 24 года – почти с самого его открытия.
Где сказка живёт
Так вот где, оказывается, рождается та самая сказка, которую я неоднократно видела! Эта мысль мгновенно пришла мне в голову, когда я увидела на стульях вороха огромных вырезанных из бумаги снежинок, множество чудесных картин и поделок на стенах, кисточки, краски, карандаши и прочий инструмент для творчества на столах. Понятно, конечно, что украшающие интерьер «шедевры» — дело рук взрослых, но вот мне показывают и незаконченные работы, которые, как совсем нетрудно догадаться, через пару дней их авторы подарят своим любимым мамам.
И тут иной читатель может возразить мне: ну и что же тут необычного – все ребятишки делают поделки к праздникам. Но, вдумаемся, речь идёт о детях с тяжёлыми заболеваниями: детским церебральным параличом, аутизмом, синдромом Дауна, тугоухостью, тяжёлыми нарушения зрения и другими. И это именно с ними занимается Лариса Александровна, начиная с того, чтобы поначалу научить поставить на место стульчик, помыть за собой кисточку, удержать в руках карандаш…
«У наших детей ограничения по состоянию здоровья, но не ограниченные возможности, — рассказывает педагог. – Если найти к ребёнку подход, а его мы начинаем искать через игру, он может очень многое. Кроме того, во время творчества у него развивается мелкая моторика, а также он получает то, чего ему так не хватает, — общение. Занятия с дефектологом, логопедом и другими специалистами – для наших детей это учёба. А у нас – совсем другое, и чувствуют они себя здесь по-другому. Знаете, иногда такие сложные случаи бывают, но нам удаётся всё-таки «вытащить» детей и из этого состояния, и они начинают раскрываться. Вот, например, было такое, что от ранее не разговаривавшего ребёнка мы вдруг услышали: «Ма-ма. Моя ма-ма…». Да, с одной стороны, с нашими детьми работать трудно. Но они более эмоциональные, более бесхитростные, открытые, и когда в их глазах появляется огонёк, работать с ними становится проще. А если вдруг у них что-то получилось, то мы сразу слышим их восторженные крики и визги!».
Говорит об этом Лариса Александровна с такой теплотой, что нет ни капли сомнения в том, как любит она всех, кто каждый день приходит к ней и её коллеге – Ольге Александровне Алексеевой — на занятия.
От рисунка пальчиками до эбру
Длятся эти необычные «уроки» по полчаса, на них приходят по два-три ребёнка или подростка примерно одинакового возраста. Педагог с одинаковым успехом находит общий язык как с трёхлетними малышами, так и уже с 18-летними юношами и девушками. С младшими начинают с рисования, используя при этом нетрадиционные техники — ладошками, кулачками, пальчиками – и природные материалы: шишку, клубень картофеля, морковку. Постепенно задачи усложняются. «Вначале их всё время нужно направлять, — поясняет Лариса Александровна, — всё идёт под нашим постоянным наблюдением, где-то прямо рука в руке. А потом они уже становятся самостоятельными, начинают видеть, что и как надо сделать…»
Старшие под чутким присмотром Ларисы Александровны овладевают навыками бисероплетения, вышивания, выжигания по дереву, мыловарения, эбру – так называется техника рисования на поверхности воды с последующим переносом на бумагу или любую твёрдую поверхность. И здесь ребята благодаря педагогу и помощи своих родителей достигают очень серьёзных успехов. Ежегодно их работы стабильно входят в число победителей и призёров на региональных и всероссийских конкурсах. Кроме того, воспитанники реабилитационного центра – постоянные участники городского благотворительного марафона «Вместе помогаем детям». Это ли не удивительно, когда благодаря созданным, в том числе и ими, ребятами с ограниченными возможностями, картинам в самых оригинальных техниках помощь в приобретении дорогостоящих лекарств или прохождении дорогостоящего лечения получают другие юные горожане.
В своей работе педагог, конечно же, применяет все новые современные методики. Но изобретает и свои, авторские: в числе её собственных разработок, к примеру, рисование нитью. Однако главный залог успеха Ларисы Александровны, на мой взгляд, зиждется на трёх «китах». Это любовь к детям и наличие сразу двух талантов – творческого, в присутствии которого убеждаешься, едва взглянув на её собственные работы, и педагогического, без которого ни один искусный мастер не сможет ни научить чему-то другого человека, ни, уж тем более, раскрыть его творческий потенциал.
Пусть горит огонь в душе всегда!
А началось всё для самой Ларисы Александровны тоже ещё в детстве. Её мама и бабушка, вспоминает она, вышивали и вязали крючком, но ей самой с ранних лет нравилось рисовать, что-то творить своими руками, конструировать. После окончания 9 классов в ленинск-кузнецкой школе №12 юная Лариса поступила в местное педучилище. За четыре года освоила профессию учителя начальных классов и по распределению проработала два года в одной из беловских школ. Вернувшись в родной город, устроилась в детский сад воспитателем, а после того как его закрыли, — в детский дом.
Но всё это уже осталось далеко позади, потому что, как только Лариса Александровна начала работать в реабилитационном центре, куда её пригласили, она поняла, что обрела истинно своё место. Здесь соединилось всё: любовь к детям, возможность фантазировать, творить, воплощать в жизнь свои интересные идеи и получать от результатов своего труда удовольствие.
Труд Ларисы Александровны оценен по достоинству в виде множества городских и областных почётных грамот, благодарственных писем, медали «За особый вклад в развитие г. Ленинска-Кузнецкого» III степени. Но главное — её любят воспитанники и уважают родители, об этом говорит руководитель центра.
«Талантливый человек талантлив во многом, и какие бы творческие задания ни давали Ларисе Александровне, они будут выполнены на 200 процентов, — делится мнением о своём специалисте Светлана Анатольевна. – Сейчас она работает в паре с другим педагогом дополнительного образования, и у них такой творческий тандем образовался! Мне очень радостно, что Лариса Александровна, работая у нас столько лет, не потеряла свой творческий задор и, наоборот, черпает в работе силы и вдохновение. В каждом ребёнке она находит способности и помогает ему обрести радость. Надеюсь, что этот огонь в её душе будет гореть всегда…»
Мне же остаётся лишь добавить, что открыть и развить таланты Ларисе Александровне удалось и в собственных дочерях. Старшая, Анастасия, после стажировки в Китае завершает обучение в Казанском университете. «У неё получается всё, за что она ни берётся», — со счастливой улыбкой говорит мама. А младшая, Виктория, отлично учится в гимназии, занимается танцами, каратэ и очень хорошо рисует. И думается мне, что и в счастливом материнстве тоже кроется тот самый секрет этой удивительной улыбающейся женщины, душевного тепла которой хватает на всех детей, однажды вошедших в этот солнечный свет, который увидела и я.
Наталья АРТЁМКИНА.
Фото автора.