В книге «Дважды победители», где увековечены имена тысяч пришедших с фронта ленинск-кузнечан, есть данные об Александре Сергеевиче Белавине – одном из тех, кто в годы Великой Отечественной войны встал на защиту Родины. Воевал он танкистом, а в мирное время стал механизатором, сев за рычаги трактора и грейдера. О судьбе этого защитника Отечества и замечательного человека, которого я хорошо знал, хотелось бы рассказать в преддверии юбилея Великой Победы.

От детской мечты

Родом фронтовик из Марийской АССР, где проживала до войны их многодетная сельская семья. В середине 30-х, когда шла коллективизация, ребятишки из деревни Новосёлово тоже увидели первые колесные трактора. Первоклассника Сашу очень заинтересовала такая чудо-техника, и эту мальчишескую увлечённость он сохранил потом на всю жизнь. Часто просил деревенского тракториста посидеть с ним рядом, чтобы хоть чуть подержаться за казавшиеся такими огромными рычаги. «Прыгай, малец», — добродушно кивал тот и помогал ему удобней устроиться на сиденье. «Поехали?», — спрашивал он перед тем, как рывком двинуться в путь на диковинной тяжеленной махине, дышавшей смрадом выхлопных газов. И это дыхание не пугало ребятишек: наоборот, они по очереди старались прокатиться, мечтая о том, чтобы и самим когда-нибудь повести трактор. У Саши Белавина эта детская мечта стала реальностью.

В тылу за рычагами

Уже перед войной в колхоз начали поступать гусеничные трактора, которые были ещё без кабин. В летнюю погожую пору работать на такой технике можно, а когда дождь с ветром, то уже нелегко приходится. Что говорить о зимней стуже: тут трактористу надо тулуп надевать. Но ничего, справлялись, и деревенские подростки практиковались за рычагами иной раз, так что могли заменять трактористов. Эти навыки пригодились, когда мужчин забирали на фронт, а на смену им ставили женщин да 15-16-летних ребят. Так и Саша, будучи семиклассником, стал весной 1942 года помощником тракториста. А летом и осенью он уже самостоятельно управлял сельхозмашиной, несмотря на юный возраст: чувствовались в нём хватка и особая ответственность, которыми отличается рабочий человек. Да и трудиться во время уборочной кампании приходилось весь световой день, от зари и дотемна. Обеденный «прогресс» был нехитрым: варёная картошка, каша, молоко да краюха испечённого матерью хлеба.

Путь механика-водителя

В конце 1943 года, когда ему едва исполнилось семнадцать, Александра призвали в ряды Красной Армии. Для начала его отправили учиться в Подмосковье, где готовили механиков-водителей танка Т-34: навыки тракториста здесь были в самый раз. После учёбы он попал в 103-й гвардейский танковый полк, воевавший на 1-м Белорусском фронте. Освобождали от врага западную часть Белоруссии, выходили на границу с Польшей, где пришлось даже идти на выручку повстанцам в Варшаве. Об этом фронтовик часто вспоминал, рассказывая нам о тех днях лета и осени 44-го: «Наши просили поляков на три недели притормозить с началом восстания, но те не послушали, и фашисты в итоге его жестоко подавили. На помощь был направлен танковый корпус – это более 200 машин. Всего за одни сутки мы совершили марш почти в сто километров и подошли к реке Висла, где немцы взорвали все мосты. Видели, как горела Варшава, но сделать ничего не могли. Брали её уже после».

«По машинам!»

На войне бывало всякое, не обошлось и без курьёзных случаев, о которых тоже ветеран иногда рассказывал. Мне запомнился один из них, всегда вызывавший дружный хохот всех, кто слушал фронтовика. «Как-то мы остановились на польском хуторе, — говорил Александр Сергеевич. – Пока собирались дальше в путь-дорогу, к нам прибился баран: с овцой никак не спутаешь — у него были такие огромные рога. Видать, чем-то бойцы прикормили, вот он и не отходил от нас. И тут звучит команда: «По машинам!». Я быстро завёл двигатель, десантники на броню попрыгали, и вперёд — пыль за нами заклубилась. Прибываем в пункт назначения, я вылезаю из танка и глазам своим не верю: вот он, тот самый баран, только блеющий от ужаса после такого путешествия на броне. Оказывается, ребята прихватили его с собой, подумав: а чего добру пропадать! Всё это, конечно, попахивало мародёрством, тем более на территории другого государства: так и до трибунала недалеко. Поэтому я как старший по званию (к тому времени был сержантом) приказал отпустить беднягу на все четыре стороны. А что тут ещё поделаешь? Идёт наступление, не до пиршества. Помахали мы ему на прощание…».

От Варшавы до Берлина

Война для него закончилась в окрестностях Берлина, а потом сержант-танкист ещё пять лет служил в Германии, демобилизовавшись в начале 1950 года. Вернулся домой, женился на односельчанке, сел за рычаги трактора и начал работать на земле. Жизнь на месте не стояла, и когда началось освоение целинных земель, семья Белавиных, как многие в то время, уехала в Сибирь, где их новым местом жительства стал кузбасский город Ленинск-Кузнецкий. Глава семейства устроился на асфальтный завод, получив жильё за Лапшиновкой. Далековато было от города, но постепенно все привыкли, в том числе и дети, которых с годами подрастало уже пятеро. Каждый день приходилось топать пешком по шпалам на работу, в школу, в магазин, так что когда в 1975 году Белавиным выделили трёхкомнатную квартиру в одном из новых домов первого микрорайона, новоселье было очень радостным.

С техникой на «ты»

Александр Сергеевич летом работал на грейдере, зимой садился на трактор, и с техникой никогда не расставался. Перейдя в другую организацию, был трактористом и на «Беларуси», и осваивал новый мощный «Кировец». Трудился почти до 75 лет, а на вопросы о том, зачем в таком возрасте работать, отвечал просто: «А чтобы устать и спать спокойно». У товарищей по гаражу он имел непререкаемый авторитет, потому что отличался стойкостью характера и умел держать слово. Сказал однажды: «Больше не курю» — и не курил. Сказал: «Не пью» — и не принимал участия в коллективных празднованиях. Так было во всём, за что его и уважали. И к боевым наградам (ордену Отечественной войны II степени, медалям «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина») со временем добавились трудовые.

Дед внукам завещал отвагу

Самой дорогой реликвией он считал книгу о 1-м Белорусском фронте, на котором воевал в дни своей юности. Это уникальное издание, увидевшее свет в начале 2000-х годов, вручали фронтовикам, участвовавшим в освобождении Белоруссии от фашистских захватчиков. И на страницах книги увековечен боевой путь всех соединений и частей, проходивших дорогами многострадальной союзной республики, где в годы войны погиб каждый четвёртый житель. До конца дней бередили душу фронтовика воспоминания, когда он брал в руки эту книгу… И то большое, великое дело, которому посвятил свою жизнь ветеран, продолжили его внуки и правнуки: многие служили в армии, а один из внуков после училища уже более четверти века трудится, по примеру деда, на тракторе «Кировец». Всё это завещало им славное поколение наших дважды победителей.

Виктор ЗВЯГИН.

Пресс-центр городского совета ветеранов.

Фото из семейного архива.

admin
mail@ria-leninsk.ru