В начале сентября из крупнейшей международной военно-исторической экспедиции «Волховский фронт. Апраксин» вернулись пятеро молодых сотрудников компании «СУЭК-Кузбасс».  Своими впечатлениями от увиденного они поделились с нашим корреспондентом.

Двухнедельная вахта проходила во второй половине августа на местах боёв Великой Отечественной  войны на территории Кировского района Ленинградской области близ урочища Вороново. В экспедиции собралось более 650 участников. Всех поисковиков из Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, Молдовы и Узбекистана, а также 49 поисковых отрядов из 27 регионов России объединяла одна общая задача – принять активное участие в поисках  погибших и захороненных в безымянных могилах. В  этих местах в боях с сентября 1941 года по январь 1944 года полегло порядка 30 тысяч наших солдат.
Как отметили поисковики, сначала, как и положено, нужно было пройти  технику безопасности. Все участники прошли специальное обучение по работе с базами данных, обращению с щупом и металлоискателем, а также их научили читать солдатские медальоны. Они признаются, что такой курс им был просто необходим, прежде всего, для собственной безопасности, ведь в земле находилось множество неразорвавшихся боеприпасов, а за время вахты они откопали две боевые гранаты, которые могли сработать в любую секунду.
Своими впечатлениями о рабочей вахте поделился  мастер участка поверхностного бурения Управления дегазации и утилизации метана АО «СУЭК-Кузбасс» Михаил Сливко:
— О том, какой глубокий след на самом деле оставила война, мы увидели воочию. От воронки до воронки можно дотянуться рукой. До сих пор в этих местах не водятся звери и птицы, а на полях не сеют пшеницу и рожь, так как всё в минах.  Металлоискатель своим непрекращающимся пронзающим звуком просто сводил всех с ума.
Отчёт о проделанной работе всеми поисковиками проводился каждый день. За время вахты мы нашли несколько медальонов, семь человек удалось идентифицировать.  И что самое интересное —  в основном все бойцы оказались из Алтайского края. Мы их перезахоронили, а останки двух человек переправят на родину к родственникам.
Как рассказали нам  возмущенные участники экспедиции, несмотря на наличие останков солдат, в местах массивных боёв местные бизнесмены стали добывать песок, ссылаясь на то, что   попадаются лишь кости животных. Тогда по данным архива провели поиски одного из имеющихся захоронений. В подтверждение того, что перенос останков не производился, поисковики провели пробное шурфирование. Так, для подтверждения того, что это именно  захоронение бойцов 1244 стрелкового полка, отряд «Ястреб» им передал все материалы тех времён. Кроме этого, в архивах нашли  подробности, указывающие на  две могилы, в которых захоронены по девять солдат, (одну из них наши поисковики обнаружили) и две могилы по четыре человека, причём в одной из них должна быть женщина (единственная в списке на август 1943 года).
В целом за время экспедиции нашим отрядом, который работал совместно с челябинцами и представителями Киргизии в одном секторе, были обнаружены останки 15 воинов. А всего за две недели их было найдено и перезахоронено 109.
Участники экспедиции привезли несколько найденных артефактов для пополнения экспозиции Музея шахтёрской славы Кольчугинского рудника, посвящённой Великой Отечественной войне. Среди них ручная граната, лопаты, подкова, каска, разные части от снарядов и многое другое.
Молодые горняки Александр Хе-чен-шан и Михаил Сливко впервые оказались в составе сводного поискового отряда Кемеровской области «Земляк».  Вот только теперь, вернувшись  домой, они считают своим долгом это святое дело обязательно продолжить. К тому же руководители «Поискового движения России» высоко оценили целеустремлённость и добросовестность представителей компании «СУЭК-Кузбасс» и пригласили их уже на весеннюю вахту памяти, для участия в работах по раскопу и подъёму американского танка «Шерман» и самолёта — предположительно ИЛ 2.

 Наталья СТЕНИНА. Фото автора.

admin
mail@ria-leninsk.ru