В этом году бабье лето задержалось у нас надолго. Оно радовало нас яркими красками природы, грело своим теплом, купало в лучах солнца и дарило позитив всем тем, для кого погожий осенний день – это уже повод для хорошего настроения. В жизни ленинск-кузнечанки Анны Павловны Мироновой, которая, судя по всему, как раз из такого неунывающего роду-племени, тоже было своё длинное бабье лето. Оно побаловало её в ту пору, когда уже стали взрослыми её дочери, и в 90-летний юбилей своей мамы они говорят, что в жизни ей очень повезло…
Анна Павловна – ветеран труда завода «Кузбассэлемент». На этом предприятии прошла большая часть её трудовой биографии, но знали её тогда как Перминову – это была фамилия предыдущего мужа Анны Павловны. А всего в её трудовой книжке значатся три места работы в нашем городе: прачка в доме ребёнка, намотчица электрокатушек в цехе ремонта горного оборудования рудоремонтного завода «Красный Октябрь» и сборщица щелочных аккумуляторов цеха № 19 завода «Кузбассэлемент». Однако трудовой стаж Анны Павловны значительно больше: просто родом она из Промышленновского района, а в давние времена её юности не полагалось селянам иметь ни трудовую книжку, ни паспорт. Так что работа на колхозных полях оставила свой след только в памяти этой женщины. Но если сегодня эта память её иногда и подводит в силу почтенного возраста, то ту пору она вряд ли сможет забыть.
Это было во время и после войны, рассказывает она. Отца, Павла Ивановича Журавлёва, призвали на фронт в первые дни, и он воевал не только до самой Победы в Великой Отечественной, но и до окончания Второй мировой. Был снайпером, потом, когда уже получил ранение в глаз, управлялся с лошадьми в обозе. Однако, несмотря на это, в 1945-ом вместе с однополчанами был переброшен на войну с Японией. С 1943 года воевал пехотинцем в Сибирской дивизии и старший родной брат Анны Павловны – Василий. К счастью, оба вернулись домой живыми, а гимнастёрку каждого из них украшали боевые награды.
Мама во время войны осталась с двумя детьми — Аней и Андреем, и работала в колхозе. Самое живое воспоминание, которое у Анны Павловны сохранилось о тех годах, — было очень голодно. «Помню, мы траву всякую ели, — рассказывает она. – Вокруг Ини были луга, заросшие диким луком, так мы его оттуда мешками таскали…»
После возвращения главы семьи домой у Журавлёвых родилась ещё одна дочь – Люба, а Анна после окончания шести классов школы тоже пошла работать в колхоз. Полола вручную пшеницу, вязала снопы на полях. Расстояние до некоторых из них порой доходило до 10 километров, и преодолевали его юные колхозницы пешком. В общем, несладко приходилось всем, но в город Журавлёвы переехали только в 1959 году. Анна к тому времени уже второй раз вышла замуж: её первый муж, бывший фронтовик, скончался от последствий ранений, когда их дочери Надежде исполнилось всего четыре годика. Но и второй брак продлился не очень долго. Евсей Ефимович Перминов ушёл из жизни, когда его старшая дочь Татьяна пошла в третий класс, а младшая Елена – в первый. Оставшись одна с тремя детьми, Анна Павловна не отчаялась и не опустила руки. Как раз незадолго до этого она устроилась на «Кузбассэлемент», рядом с городом был садовый участок, на котором она выращивала ягоды-овощи, так что ей было по силам прокормить и поставить на ноги своих девочек.
На заводе Анна Павловна была в числе передовиков. В 1976 году по решению коллегии министерства электротехнической промышленности и президиума ЦК профсоюза за досрочное завершение производственного задания ей вручили нагрудный знак «Победитель социалистического соревнования». А в 1981 году присвоили личное клеймо — такого знака доверия в СССР удостаивались только самые лучшие рабочие.
Трудилась Анна Павловна на сборке аккумуляторов II ЦНК-0,45, которые служили источником питания для протезов рук с биоэлектрическим управлением. Эту продукцию поставляли и в другие страны. А сборку изделий, идущих на экспорт, в цехе доверяли только двоим – Анне Павловне и Марии Ильиничне Ботевой. В итоге они так сработались, что стали настоящими подругами, и сегодня дочери Анны Павловны вспоминают о Марии Ильиничне с большой теплотой. Как и о других замечательных людях, которые шли по жизни рядом с их семьёй. Вот как они, например, рассказывают о Василии Пантелеевиче Козяйкине: «Когда мама с дядей Васей вдвоём играли на балалайках, мы просто заслушивались…»
Игра на балалайке и хороший голос – это то, что передалось Анне Павловне по наследству. Её отец в молодости был певчим в церкви, хорошо владел трёхструнным музыкальным инструментом и обучил этому искусству свою дочь. Так что на протяжении всех лет работы на заводе Анна Павловна была активной участницей художественной самодеятельности и выступала на концертах.
Улыбнулось, в конце концов, ей и женское счастье. Когда подросла уже даже самая младшая из дочерей, ей встретился человек, которые подарил 23 года счастливой супружеской жизни. Бывший военный, подполковник в отставке Иван Андреевич Миронов был не только статен и хорош собой внешне, но и обладал редкостными душевными качествами. «Он был изумительным человеком! – рассказывают дочери, которые так заботливо ухаживают за своей старенькой мамой. – К нам относился как родной. Нам кажется, таких в нашей жизни просто не бывает…»
Анна Павловна вырастила замечательных детей, вот только, увы, сегодня среди сестёр нет самой старшей – Надежды. Она погибла в авиакатастрофе, когда летела на 55-летний юбилей к маме из Краснодара. Это случилось в 1984 году в Омске, когда диспетчер аэропорта направил садившийся самолёт на полосу с работавшей там тяжёлой техникой. Жертвами той трагедии стали 183 человека, в том числе и 31-летняя Надя…
В материнском сердце никогда не утихнет боль от этой страшной потери. Но, к счастью, сегодня Надежда жива не только в памяти своих родных – у неё остался сын, и это один из трёх внуков Анны Павловны. А ещё у неё есть три правнука, и свой 90-летний юбилей она встретила со своими любимыми и любящими её людьми. И пусть порой защемит где-то там, глубоко-глубоко внутри, лёгкой грустью от того, что ушла безвозвратно молодость-весна. Ведь сегодня для неё главное – это то, что её бабье лето согрето и теплом, и душевным светом…
Наталья АРТЁМКИНА. Фото из личного архива А.П. Мироновой.