В фондах городского краеведческого музея хранятся уникальные фото, документы, рассказывающие о горожанах, прошедших Великую Отечественную войну. Материалы о бывших малолетних узниках фашизма занимают особое место, потому что традицией стали встречи поколений, проходящие с их участием.
В разное время приходили в музей и делились своими воспоминаниями Бронислава Ивановна Акулич, Мария Павловна Валеева, Анатолий Павлович Виноградов, Валентина Никандровна Воротникова, Нина Андреевна Ерофеева, Анна Антоновна Массольд, Надежда Андреевна Матвеева, Мария Семеновна Пикалова. У каждого из бывших узников фашизма своя судьба, которую можно проследить по переданным в наши фонды документам.
Большой личный архив передал нам в своё время Анатолий Иванович Поташов. Из него мы узнали, что родился он в 1932-м году в Псковской области, рос в большой семье из 11 человек. До войны успел окончить два класса, и в 1942-м году попал с семьей в литовский лагерь в г. Алитус. Взяли их за подозрение в связи с партизанами. Вот выписка из архива: «Во время нахождения в концентрационном лагере г. Алитус (Литва), блок №2, по 24.02.1944 г. привлекался к подневольному труду, проводились медицинские опыты, забор крови. После ухудшения здоровья был продан на сельхозработы за 250 рейхсмарок на хутор Вайшнорис».
Сам Анатолий Иванович вспоминал: «К концу 1943-го года немцы стали отбирать детей голубоглазых и светловолосых, забирали насильно, сажали в черные машины и увозили, так как считали их арийцами. Из них в немецкой школе готовили малолетних «гитлерюгенд», заставляли воевать. В январе привезли несколько ребят назад. Они были одеты в немецкую форму. К одному из мальчиков подбежала сестра, сказала, как он похорошел, и хотела его обнять, но он оттолкнул ее и ударил. Через некоторое время девушка умерла. Если человек заболевал, то его увозили в «заразный» барак, откуда уже не возвращались».
Когда привезли к новому хозяину, то накормили кашей. В первый день дали отдохнуть, ознакомиться с местностью. Затем он стал пасти лошадей, коров, а брат пас гусей. Однажды Анатолий познакомился со староверами, они увидели у него хомут на шее. Деревня, где они жили, находилась в 30 км. Старожилы сказали, что их хотят отправить в Германию. И, когда хозяева уехали в церковь, Толя с братом ушли к староверам. Помнит, как ночевали в стогу. У староверов тоже помогали пасти скот.
Однажды он пас коров и увидел троих всадников. Подумал, что немцы. Но один из них спросил: «По-русски что-нибудь понимаешь?». И тогда он понял, что это свои. Прижался к коню, заплакал. «Ты чего плачешь?», — спросили его. «Так свобода у меня!», — ответил он.
Много еще пришлось пережить Анатолию. Был ранен, попал в больницу, провел там два месяца. Затем его отправили в детдом белорусского города Орша.
Долго не было известий от семьи, но пришло письмо из Ленинграда, что жива сестра. Вскоре нашлась другая сестра. Из детдома его отправили домой, посадив на поезд-товарняк. Когда приехал, то увидел, что их дом сгорел.
В Литве он встретился с отцом, где тот работал в подсобном хозяйстве. Анатолий тоже стал работать с отцом. Очень хотел учиться, но его не пускали. Пришлось выпрыгнуть через окно и уйти в школу. Потом он работал сапожником в подмастерьях. Их мать после войны уехала в Костромскую область с дочерью и сыном. Встретилась вся семья лишь в 1950-м году.
После 7 классов Анатолий окончил техникум, был направлен на целину и оказался в Ленинск-Кузнецком районе, где в колхозе имени Кирова работал главным зоотехником. В 1956-м году женился, с супругой вырастили четверых детей.
О многом могут рассказать архивные документы, которые мы ещё раз достаём в эти дни из музейных фондов, воскрешая судьбы тех, кто пережил Великую Отечественную войну.
Инна БЕЗНОСИКОВА. Главный хранитель краеведческого музея.