Для этого выпуска газеты мы взяли интервью у человека, которому уже пятнадцать лет удаётся совмещать работу шахтёра и литературу. Дмитрий Филиппенко, руководитель литературного цеха «Образ», главный редактор одноименного альманаха и альманаха «Кольчугинская осень» нам рассказал о пути становления, новом сборнике «Зайди за мною жить» и Всероссийском литературном фестивале им. Алексея Бельмасова.

Дмитрий, вы удивительный человек, несмотря на опасную работу под землёй, вам удалось сохранить творческую душу. Кроме этого, вы не только сами пишете стихи, но и обучаете ремеслу других. Расскажите, пожалуйста, как вам удаётся совмещать столь разные виды деятельности?

 Я с детства тянулся к творчеству. В пять лет научился читать, уже тогда был поклонником  Владимира Кузьмина, подражал ему: пел песни и представлял, что играю на гитаре. В 15 лет сам начал писать песни. Когда учился в горном техникуме, творчество не бросил, наоборот, мы с моим другом Артёмом Поповым создали группу «Пятый сезон» и выступали на всех мероприятиях техникума. Первые лет десять после нашего выпуска каждый год преподаватель Тамара Анатольевна Богданова включала послушать нашу песню «Горное дело» новым ученикам.

Однажды моя мама, Раиса Дмитриевна, прочитала в «Городской газете» объявление о литературном конкурсе и предложила мне принять участие. Я ведь тогда писал только песни, но нашёл у себя одно стихотворение. В итоге занял на конкурсе третье место, и Алексей Бельмасов пригласил меня в литературную группу «Лик». Началась моя литературная учеба. На тот момент в шахте проработал только один год. И так, с 22 лет учился совмещать творчество и работу.
Алексей Бельмасов был моим первым наставником: научил основам стихосложения, редакторской работе, организации литературных мероприятий и, в общем, проложил дорогу в литературу. С 2011 года я начал проводить литературные мероприятия. В 2013 году Алексей Бельмасов ушёл из жизни. Какое-то время я ещё побыл в «Лике», а в 2015 году решил пойти своим путём и создал литературный цех «Образ». Кроме того, четыре раза в год выпускаю одноименный альманах, в котором печатаются не только местные поэты, но и поэты из других регионов. Помимо «Образа» раз в год выходит альманах «Кольчугинская осень». Мне нравится заниматься литературой. Думаю, если бы я не был её фанатом в хорошем смысле этого слова, ничего бы не получилось.

Вспомните себя в начале литературного пути, свою первую публикацию. Каким вы были тогда? Можете отнести себя к какому-либо литературному течению? Сильно ли изменилось ваше творчество с тех пор?

В начале пути я много читал литературы, начиная с Золотого века и заканчивая современностью. До сих пор мне ближе Серебряный век. Нашёл общую ноту с творчеством Сергея Есенина. Всегда спорю с людьми, которые считают, что Есенин — это поэт для юности, это поверхностное мнение. Если познакомиться с циклом стихов «Москва Кабацкая», то можно узнать совсем другого Есенина.
Любил литературное течение имажинизм. Когда был молод, даже подражал имажинистам. Сейчас стал более прагматичным, нравятся остроумные выражения в стихах, а когда увлекался имажинизмом, главным для меня было создание яркого образа, например, писал такие строки: «вишнёвый компот заката», «томатные соки зари». Сейчас пишу более реалистичные стихотворения.
Моя первая публикация была в литературной газете «Лик», главный редактор — Алексей Бельмасов. Называлось оно по первой строчке: «Я вчера был под землёй». «Я вчера был под землёй, там так грустно и так сыро, ветер там бушует злой…». Тогда про шахту писал мало стихов, сейчас пишу больше. А в 2008 году меня и Юлию Сливину впервые опубликовали в рубрике «Литературная студия» журнала «Огни Кузбасса», напечатали по три наших стихотворения. Помню, мы с Юлей сидели как завороженные и смотрели на поэтов, напечатанных в «Огнях Кузбасса», они казались нам небожителями, а перед ними надо ещё свои стихи читать… Было волнительно. Ведь в «Огнях Кузбасса» поэт, который пишет «в стол», не напечатается, тебя должны узнать. Это к сегодняшнему дню у меня там пять публикаций.

Расскажите о Всероссийском литературном фестивале им. Алексея Бельмасова.

  Каждый год в мае Алексей Бельмасов проводил Ленинск-Кузнецкий фестиваль поэзии, который после смерти превратился в фестиваль его имени. Я и поэтесса Светлана Уланова являемся организаторами с 2013 года. Сначала фестиваль был однодневным, а последние три года проводится пять дней. Обычно по приглашению поэты приезжают из разных регионов и выступают в школах, музеях, в общем, по всему городу, чтобы школьники знали, что есть современные поэты. Фестиваль не только праздничный, но и рабочий, проводятся разные семинары, конкурсы и лекции для поэтов. В этом году, к сожалению, не удалось провести, в следующем году, надеемся, получится.

Недавно у вас вышел четвертый по счёту сборник стихов «Зайди за мною жить». Могли бы вы выделить главную концепцию нового сборника и вспомнить самые яркие стихи на разную тематику.

 Должен сказать, что это мой второй сборник по счёту, который был сделан под редакцией Нины Ягодинцевой. Издал сборник Денис Домарёв из города Самара, с которым мы уже дружим шестой год.

Все стихи сборника о любви: к городу, работе, дочке, женщине, спорту. Я считаю, что поэт должен быть ближе к народу и писать для него. Почему-то в обществе складывается ошибочное мнение, что поэт пишет для поэта, который подготовлен. В своём творчестве стремлюсь быть понятным.

Буквально недавно разговаривал с одним из московских поэтов, он мне говорит: «У тебя уникальный случай: ты пишешь о шахте, футболе и боксе. Это темы, на которые редко пишут поэты». А пишу я о том, что люблю.

Я болельщик ЦСКА, мой любимый игрок — Игорь Акинфеев. В 2015 году наша сборная играла против сборной Черногории, и на 2-й минуте игры огромный файер вылетел с трибуны и попал в голову Игоря Акинфеева. Его увезли с поля без сознания. На следующий день я утром проснулся и со злости написал стих «Матч Черногория-Россия», в который выплеснул всё негодование: «Ещё чуть-чуть, и не дай Бог в висок! Тогда б за всех ответил Акинфеев». В этот сборник, кстати, не вошло это стихотворение, но без футбола там не обошлось.

В юношестве боксом занимался, образы всплывают в стихах: «Разговор боксёрских перчаток», «На арене» и других. Если брать любовную лирику мне нравится стихотворение «Под одеяло хочется твоё…». Казалось бы, два человека просто обнялись, но это описано с особым трепетом. Также всем понравилось мое стихотворение о родном городе: «Я живу на улице шахтёров, той, что пахнет хлебом и углём…».

— Что бы вы посоветовали молодым поэтам? Почему стоит идти в литературный цех, а не продолжать писать дома?

 В наше время поэту нужно быть коммуникабельным. Если будешь сидеть дома и писать «в стол», тебя никто знать не будет. Не нужно бояться приходить в литературную группу. Начинаешь общаться с единомышленниками, ездить по разным семинарам/фестивалям. У тебя появляются друзья. У меня, например, три главных друга в литературе – это Денис Домарёв, Дмитрий Мурзин и Юрий Татаренко. С ними делюсь всеми литературными новостями и впечатлениями. Именно Дима и Юра мне в своё время написали рекомендации в Союз писателей. Кроме друзей появляются и наставники, у меня это Нина Ягодинцева (поэтесса, секретарь Союза писателей) и Сергей Донбай (гл. редактор «Огни Кузбасса»). От каждого берёшь по многому. А если ты сидишь дома и пишешь «в стол», то у тебя нет литературной судьбы, получается и знать тебя не будут.

Вероника КИПРИЯНОВА.

admin
mail@ria-leninsk.ru