Уважаемые читатели, мы продолжаем наш проект «Школа КЛАССных», который посвящён людям с прекрасной, востребованной, но непростой профессией — учитель. Практически все, кто работает в школе — это талантливые, амбициозные и умные люди, по-настоящему терпеливые и трудолюбивые. Которые могут на лету принимать правильные и, самое главное, взвешенные решения, а также объяснить ученику самый сложный материал. Но вот заинтересовать и увлечь ребенка учёбой способны лишь настоящие мэтры своего дела. С одним из таких профессионалов с тридцатилетним педагогическим стажем не так давно мне удалось познакомиться… 

Проходите в школу и знакомьтесь!

За последние пару месяцев школа №8 стала местом притяжения не только для педагогов и школьников, которых долг обязывает. Обновленное здание успели посетить представители областной и городской администраций, а также пресса. Причина столь внезапного интереса известна практически всем. В сентябре после грандиозного капитального ремонта учреждение открылось. Не буду занимать ваше время, уважаемые читатели, и вдаваться в подробности, рассказывая о диковинном оборудовании и новейшем убранстве данного учебного заведения. Скажу просто, что учить и учиться в современной школе — одно удовольствие. Хотя, впрочем, мы немного отвлеклись…

Итак, перейдем непосредственно к главному герою нашего проекта. Зовут его Александр Николаевич Калашников. Преподает он математику и физику, а по совмещению ещё и информатику. Удивляться такому педагогу-универсалу не стоит. Во-первых, физика и математика — дисциплины смежные, к тому же курсы профессиональной переподготовки, пройденные им в своё время, позволяют преподавать не только физику, но и информатику. Во-вторых, банальная нехватка педагогических кадров дает о себе знать.

Почему мы выбрали героем нашего проекта именно Александра Николаевича? Ответ очень прост. Начнем с того, что прежде чем писать о жизни педагога в стенах школы, мы связываемся с руководством управления образования и интересуемся, есть ли у них на примете чуткие, творческие учителя, которые в последнее время в чём-то отличились. К примеру, своим поведением, изобретением или активным образом жизни. И каждый раз управление образования откликается на нашу просьбу и предлагает нам кандидатуру. Хотя лично для меня главным показателем того, что я не ошиблась в выборе главного героя нашего проекта, было и остаётся личное мнение учеников.

Устами школьника глаголет истина

Уютный, светлый школьный коридор практически пустой (учёба — в условиях пандемии). Даже несмотря на перемену, застать ребят оказалось довольно сложно. Но отказываться от опроса школьников («Учитель Калашников у вас ведёт уроки? И, если да, то расскажите, как!») конечно же, не в моих правилах — буду идти до конца. С разрешения замдиректора по учебно-воспитательной работе с блокнотом и ручкой в руках поднимаюсь на второй этаж.

Первой, кто встретился мне на пути, оказалась ученица 7 «В» класса Полина Синкина. Мой вопрос о том, знакома ли она с учителем Александром Николаевичем Калашниковым, ничуть не смутил девочку.

— Конечно, я его знаю, он у нас физику преподаёт, — ответила она. – Причём так интересно и необычно, к примеру, фильмы о науке нам показывает, слайды с разными физическими явлениями. А если кто-нибудь из нас на уроке не понял тему или формулу, Александр Николаевич не просто объяснит словами, он на доске напишет, нарисует и детально все расскажет, а потом ещё будет несколько раз переспрашивать: «Полиночка, ты поняла?». Это так приятно: сразу думаешь, что ты любимчик, но насколько я поняла, он к каждому так относится, всех уважает. Наверное, поэтому я физику полюбила сразу.

Прекрасно, первый отзыв получен, причем, заметьте, положительный. Погуляв по школьным коридорам пару минут, встречаю еще одну ученицу.

— Вероника Михайлова, учусь в 7 «Б» классе. Вообще, физика у нас первый год преподается, — сказала девочка. – Как сказали мои друзья-старшеклассники, нам очень повезло, что физику у нас ведёт Александр Николаевич. Спустя пару месяцев я это поняла: он умеет объяснять формулы так, что многие ребята их понимают с первого раза — он правда оказался классным педагогом.

В принципе, этого было бы достаточно для того, что бы сложилось мнение о нашем  герое, но… Увидев, что я беседую с девочкой, ребята стали подходить к нам, интересоваться, о ком и чём мы разговариваем. Узнав, что речь идёт об учителе физики, многие стали вступать в наш разговор.

— Я в 7 «Д» учусь, меня звать Катя Володина. Александр Николаевич и у нас физику преподаёт, — начала рассказывать девочка. – Представляете, раньше я была уверена, что физика — урок скучный и неинтересный, а оказывается — это очень увлекательно! Мы пока только термины изучаем, знакомимся с природными явлениями, а в общем, я жду не дождусь, когда  начнем опыты по физике проводить, эксперименты всякие ставить. Наверное, интересно будет, тем более с таким хорошим учителем.

— Он кроме физики и математики ещё и информатику у 9-х классов преподаёт, — вступила в разговор девушка, которая представилась Лизой Усевич. — Лично я в 9 «А» учусь в физико-математическом. Так вот у нас несколько ребят будут сдавать экзамены по информатике только потому, что Александр Николаевич на своих уроках объясняет предмет просто на «отлично»: всё так доходчиво, понятно, так что писать ОГЭ будет проще простого. А ещё мои одноклассники шутят, что после одиннадцатого мы не физмат будем, а в класс программистов превратимся.

К сожалению, нашу беседу с ребятами пришлось прервать: раздался оглушительный звонок, который просигналил нам о том, что перемена подошла к концу…Что ж, пойду в учительскую, потому как именно там у меня назначена встреча с Александром Николаевичем Калашниковым. Заинтриговали меня ученики, очень интересно увидеть его воочию, побеседовать, к тому же априори знаю о том, что он изобрел и запатентовал изобретение, которое помогает ребятам на уроках математики легче усваивать материал. Что ж, узнаем, что это за диковина такая!

«Я с детства знал, что буду педагогом»

Родом Александр Николаевич из тех краев, которые издавна славятся на весь мир мягкими, теплыми платками из козьего пуха и вкусным сгущённым молоком. Кувандык или «Долина счастья» (так местные называли и называют свой родной город) находится примерно в 200 километрах от Оренбурга.

По воспоминаниям нашего героя, с самого раннего детства он любил много читать.

— Я за всю жизнь, наверное, не одну тысячу книг перечитал. Особенно увлекался, да и сейчас отдаю предпочтение книгам по истории России, — говорит Александр Николаевич. – Помню, из-за моей любви к книгам и вообще художественным изданиям родственники мне пророчили профессию учителя. Сейчас вот вспоминаю и думаю: что ж они не говорили мне, что я президентом буду!

Прожив несколько лет в Кувандыке, глава семейства Калашниковых получил предложение о новой хорошей работе и должности в городе Уральске, который расположен на западе Казахстана. Семья долго не раздумывала – нужно ехать.

Смена места жительства никак не повлияла на интересы парня, скорее, наоборот, расширила их. Если раньше его увлечения распространялись в основном на историю, художественную литературу, то теперь к ним прибавились философия, физика и военное дело. «В юности мне было интересно практически все, причем везде, в каждой книге мой пытливый ум находил изюминку, которой я спешил поделиться с родными. Возможное, поэтому я стал тем, кто я есть», — улыбаясь, сказал он.

Окончив школу, юноша решает поступить в Уральский педагогический институт имени А.С. Пушкина на физико-математический факультет, где, проучившись пару лет, наш герой получил повестку в армию. Служить парня отправили в Белоруссию, но учения и стрельбы проходили на полигоне Капустин Яр, который находится в Астраханской области. В общем, два года пролетели как один день, оставив о себе лишь яркие воспоминания да красочный дембельский альбом.

— По окончании армейской службы было у меня большое желание стать военным, но как-то не сложилось, — вспоминает Александр Николаевич. – Вернулся я в Уральск, восстановился и продолжил учебу в институте, который мне, кстати, так и не удалось окончить. Потому что переехал я в Новокузнецк, перевелся в Новокузнецкий государственный педагогический институт, по завершении которого получил диплом с присвоением квалификации «Учитель математики».

Когда мысль становится осязаемой

Многие знают, что Исаак Ньютон открыл закон всемирного тяготения после того, как ему на голову упало яблоко. А знаменитый русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев увидел периодическую таблицу с названиями химических элементов во сне. А вот герою нашего проекта, учителю математики Александру Николаевичу Калашникову, который изобрел транспортир полукруговой демонстрационный, помогли дощечки, болты, обычный угол треугольника и нестандартной мышление.

— Несколько лет назад, когда я устроился на работу в школу №8, здесь не было такого количества компьютеров и всевозможных приспособлений, все было как в обычном, среднестатистическом образовательном учреждении, — вспоминает Александр Николаевич. – Даже мне, опытному педагогу, заинтересовать учеников на уроке геометрии было крайне сложно. И я начал думать, если честно, по ночам (в то время плохо спал), как привлечь внимание ребят и при этом суметь доступно, а по возможности, наглядно, объяснить тему по геометрии. Купил в магазине оргалит, дома при помощи ножа выпилил из него необходимую форму, затем покрасил, расчертил шкалу, просверлил отверстия, закрепил болтами к подставке.

Дальше нашему герою пришла в голову простая мысль: что, если к транспортиру приладить подвижные стрелки-лучи, которые смогут свободно перемещаться на плоскости?

— После этого я закрепил лучи на транспортире, взял учебник по геометрии и начал решать задачи, — продолжил свой рассказ Александр Николаевич. – Оказалось, при помощи стрелок они стали намного проще решаться. Я перемещал стрелки, устанавливал нужные углы. Получалось довольно занятно и, главное, доступно.

Наш герой решил показать свое изобретение ученикам и очень обрадовался, когда увидел в глазах детей неподдельный интерес. По словам педагога, подвижные лучи позволили ему иначе подойти к решению сложных, абстрактных геометрических задач и наглядно показать детям острые, прямые, тупые углы.

— Думаю, что моё изобретение сделало наши уроки менее монотонными, — говорит Александр Николаевич. – Теперь ребята учатся не «клипово» мыслить и решать, а анализировать задачи, которые я им предлагаю.

Между прочим, совсем недавно транспортир полукруговой демонстрационный занял на выставке «Экспо-Сибирь» диплом первой степени.
«Я рад тому, что ученики меня превосходят»

Согласитесь, что школьники абсолютно все разные, у каждого из них свои идеи, мысли, мир, который, как говорит наш герой, ни в коем случае нельзя рушить, ему надо помочь раскрыться и правильно выбрать свой маршрут в жизни. Вспоминая учеников, Александр Николаевич слегка улыбаясь, произносит:

-Знаете, наверное, мне посчастливилось правильно выбрать профессию. Я люблю свою работу, с уважением отношусь к учащимся. И очень рад за них, когда впоследствии узнаю, что в процессе жизни они достигают определенных высот, особенно в сфере математики, физики или информатики. Возможно, я тоже косвенно причастен к их заслугам, потому что вовремя смог распознать и раскрыть их.

Что скрывать, учитель, который преподает сразу три предмета, знаком практически со всеми учениками. Представьте, сколько ребят из года в год сидят на его уроках за партой: сотни, тысячи! К сожалению, из них лишь единицы впоследствии идут по стопам Александра Николаевича.

— Помню, учился у меня мальчик Сергей Макеев, который очень любил информатику, — вспоминает он. – Мы с ним на олимпиады ездили, первые, вторые места завоевывали. А буквально недавно узнаю, что работает он в известной американской компании программистом, у нас в России, занимает неплохую должность. Очень был рад, когда узнал об этом, мы до сих пор с ним общаемся, переписываемся.

Кстати, это не единственный ученик, который, как говорит наш герой, превзошел своего учителя. Другой сегодня трудится программистом в компании Google.

Есть у Александра Николаевича маленькие победы на почве межрасового общения-учения: «Была у меня одна ученица, Магджобин, которая приехала к нам в Сибирь из ближнего зарубежья, с востока. Пришла учиться к нам в школу, на тот момент по-русски говорить она практически не умела. Из урока в урок я ей отдельно объяснял информатику, в итоге она сдала экзамен по этому предмету на «четверку», — поделился воспоминаниями педагог.

Пожалуй, на этом нашу беседу с Александром Николаевичем Калашниковым стоит завершить. Безусловно, о нем как о замечательном и профессиональном педагоге можно ещё многое написать. Потому что учитель, который оставляет после себя невидимый на первый взгляд, но неизгладимый след в жизни ученика, достоин того, чтобы о нём говорили.

Марина ЛЕВКОВИЧ. Фото автора.

admin
mail@ria-leninsk.ru