Вы задумывались когда-нибудь, какую ценность имеет фотография: ваша, ваших родных, друзей?! Что можно узнать, посмотрев на неё через много лет… В семейном архиве я нашла очень интересные снимки из прошлого. Они выглядят необычно, на одном из них едва виднеется надпись «CABINET PORTRET», оказалось, что снимку около 100 лет!

 Фото на цифре – надёжно ли?

Во времена, когда книга была лучшим подарком, ни один визит в гости не обходился без просмотра семейного фотоальбома. Сегодня вряд ли кто-то, придя в гости, попросит посмотреть ваши фото, потому что они и так во всех социальных сетях. Но что такое, в сущности, цифровое фото, которое небрежно хранится на флэшке или на диске компьютера?! Скорее всего, оно исчезнет вместе с владельцем. Надо сказать, что многие из нас зачастую хранят фото в одной папке на компьютере с мыслью, что когда-нибудь потом разберём. Но интуитивно понимаем, что это когда-то может и не наступит. Даже представить сложно, что наши современные фото смогут рассказать нашим потомкам. Наверное, только оставить в недоумении и нежелании разбираться в бесчисленных фотках усопших на мутном фоне в неведомо каком году в компании неизвестно кого. И выбросить вроде кощунственно, и смысла мало, потому что ничего непонятно. А ведь смысл должен быть обязательно.

Что таит в себе старый снимок?

По словам свекрови Веры Ивановны, на первом снимке — её дед Иосиф Иларионович Булгаков (справа) 1895 года рождения, который служил в Петрограде, застал революцию и, если верить словам бабушки, тоже 1895 года рождения, даже видел царя Николая II. Баба Василиса всегда хранила эту фотографию как драгоценную вещь, уложив её внутрь деревянного чемодана и обернув в красивый платок.

Вера Ивановна вспоминает:

— Дед приехал с Дона в село Летяжка Ижморского района. Его и бабушку называли челдонами или киржаками. Их село было всё огорожено забором из жердей, поле за забором называлось паскотина. Ворота в село на ночь закрывали. Если кто-то приезжал в гости и просил воды попить, например, то для чужих в доме была отдельная посуда, и баба Василиса за этим строго следила. Дед занимался извозом из села до Новосибирска, потом до Омска и обратно, на этом пути были расположены гостиные дворы, на которых у него были лошади и извозчики. Ещё у деда был большой скотный двор: держали овец, гусей. Была пасека, и по тем временам жили они хорошо. Дед умер в 1953 году, но, со слов бабы, знаю, что в 1917 году, когда свергли царя, мой дед был в Зимнем дворце в Питере. Он вспоминал, что было много народу, и любил повторять, что внутри была такая красота, до которой страшно было дотронуться.

Второе фото было сделано в 1951 году в Кемерове, на нём сама баба Василиса, двое из четырех её сыновей: Иван, Михаил со своей женой Клавдией и сыном Серёжей. Сергею сейчас 70 лет, и проживает он в Кемерове. Получается, этому фото уже 69 лет.

Наверное, благодаря такому трепетному отношению к своей семье и её истории фотографии сохранились до наших дней и могут многое рассказать родным. Они имеют историческую, эстетическую ценность и, наверняка, денежную для коллекционеров.

То, что кануло в лету

Известно, что так называемые паспарту из плотного картона имели дореволюционные фотографии. На них наклеивались сами фотографии, сделанные в фотосалонах, которые содержали сведения о фотографе, адрес фотомастерской, наградах фотографа на международных выставках, высочайших благодарностях и другую информацию. Можно сказать, что дореволюционная фотография — это искусство сразу нескольких мастеров — фотографа, литографа и художника.

Я узнала интересный факт, что надпись на столетнем снимке «CABINET PORTRET» — это название формата фотографии с 1902 до 1920-х годов. Фотографии «Кабинет-портрет» хранились в домашних альбомах или рамочках. Но были ещё визитки, использование которых было гораздо шире. Их дарили при знакомстве на память, а порой они служили даже удостоверениями личности, поскольку содержали фотографию владельца. Достаточно было официальному лицу сделать пометку на этой визитке, и она становилась почти заменой удостоверению личности владельца. Из истории возникновения фотографии известно, что в 1902 г. И. Гек открыл Первую русскую фабрику художественных паспорту, рамок, альбомов и фотографических бланков в Каретном ряду (Косой переулок, дом Лобзева). С этого времени и начали поступать в продажу художественные паспарту для фотографий, которые активно использовали фотографы-любители. Такие представительные паспарту были недешевы, чтобы сэкономить на обороте вместо рисунка, нередко можно было увидеть лишь простой штамп с данными о фотографе. В 1910-м производство паспарту пошло на убыль, исчез роскошный бристольский картон: вместо него уже использовались сорта дешевой бумаги. Искусство фотографического бланка (паспарту) стало угасать и, к сожалению, постепенно исчезло.

Добрая традиция в каждую семью

Хотелось бы верить, что ведение семейного архива можно легко сделать доброй традицией. Ведь очень важно понимать, что наши фото приобретают ценность в виде покрытых краской прямоугольников только вложенные внутрь семейного альбома. Потому что однажды в кругу семьи непременно зайдёт разговор о прошлом: о бабушках и дедушках, об их родителях, которых нет в живых.

И как будет здорово, когда наши взрослые дети смогут достать из шкафа старый семейный фотоальбом, бережно сохраненный для них, пересмотреть снимки и узнать по памятным подписям историю своей семьи. Осознать то, что даёт нам семья, бесценно, и мы прочно связаны со своими корнями. Сможем ли мы передать нашим детям это чувство общности, зависит от нас. Ведь у нас для этого есть множество технических возможностей было бы желание.

Уважаемые читатели, призываем вас заглянуть в свой семейный архив, наверняка там есть фото из прошлого с не менее интересными историями и судьбами. Мы с удовольствием расскажем о них на страницах нашей газеты. Ждем ваших откликов по тел. 7-57-58.

 Мария ГРИШИНА.

admin
mail@ria-leninsk.ru