Мы продолжаем наш проект «Школа КЛАССных», который посвящён людям с востребованной, но непростой профессией учителя. Чтобы разнообразить наш проект,мы решили встретиться со специалистом, чья работа на первый взгляд кажется практически незаметной, но без неё невозможно представить ни одну современную школу, – это педагог-психолог. К тому же, на мой взгляд, есть хороший повод, чтобы написать об одном из воспитателей человеческих душ.Дело в том, что в конце января в Кузбасском региональном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования прошёл региональный этап конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России-2021», на котором наша землячка, педагог-психолог из гимназии №18 Анна Струч заняла почётное второе место.

 В последние годы наш бешеный ритм жизни оставляет нам совсем мало времени на семью. Уверена, многие со мной согласятся, что современное бытие требует больших затрат. И чтобы покрыть их,мы большую часть времени посвящаем работе. В итоге наши дети, недополучившие внимания,остаются предоставленными улице и друзьям. Впоследствии это может вылиться в крупные проблемы в учёбе и в недопонимание со стороны родных и близких людей.

Зачастую, когда возникают проблемы подобного рода, родителям и учителям приходится обращаться к школьному психологу. Но бывают ситуации, когда ребята, набравшись смелости, «заглядывают на огонёк» в кабинет психолога самостоятельно в надежде найти помощь…

Неслучайный выбор

С Анной Владимировной Струч мы договорились встретиться в актовом зале школы №20. В принципе, ничего удивительного в этом нет, многие из вас,уважаемые читатели, наверняка знают, что гимназия №18 закрыта на капитальный ремонт. Педагоги и учащиеся временно «ютятся» по разным образовательным учреждениям города.Поэтому передать атмосферу кабинета нашей героини, а также пообщаться с коллегами и учениками, которые время от времени приходят в комнату релаксации и разгрузки я, к сожалению, не могу.Что ж, значит,придётся сконцентрировать всё своё внимание на Анне Владимировне и её работе.

Место встречи наша героиня выбрала неслучайно, в полумраке и тишине актового зала царила атмосфера спокойствия, возможно, поэтому наш разговор практически сразу перетёк в дружескую беседу.

— Родилась и выросла я в Чувашской республике в городе Чебоксары в семье студентов-музыкантов, — начала рассказывать о себе Анна Владимировна. – Чуть позже, когда мне исполнилось три года,моих родителей по распределению направили в город Мариинск. Папа устроился работать в Мариинское педагогическое училище учителем музыки, а мама нашла себя в музыкальной школе, она педагог эстрадного вокала.

Анна с детства любила нянчиться с малышами, чуть позже, став немного постарше, стала собирать вокруг себя местную детвору.Вместе они репетировали театральные и музыкальные сценки, устраивали концерты.

— В нашем дворе меня иначе как центровой нянькой не называли, — улыбаясь, говорит Анна Владимировна. – Малыши обожали со мной играть, я проводила с ними всё своё свободное время, учила их всему тому, что сама умела.

Возможно, поэтому после окончания школы Анна твёрдо решила поступать в Мариинское педагогическое училище на специальность«Учитель начальных классов и немецкого языка». Окончив педучилище, решила продолжить обучение и поступила в Новокузнецкий педагогический институт.

Так как Анну с детства интересовала психология, она выбрала направление, которое хоть немного приближало её к любимому предмету, -«Учитель начальных классов со знанием психологии младшего школьного возраста».

— Мне было примерно лет тринадцать, когда я начала увлекаться психологией, — вспоминает наша героиня. –Помню, у нас на книжной полке стоял «пухленький» терминологический словарь по психологии. Открыв и полистав книгу, поняла, что мне интересны термины, которые, кстати, были написаны вполне доступным для меня языком. В течение полугода я старательно переписывала их в свой блокнот. С тех пор я с этим блокнотиком не расстаюсь, он мой талисман.

Чуть позже, в 2011 году, Анна Владимировна смогла воплотить свою мечту в жизнь, она прошла профессиональную переподготовку в Кузбасском региональном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и получила диплом педагога-психолога.

Секрет общения с детьми

В нашей беседе Анна Владимировна часто упоминала о том, как она росла, училась и работала в Мариинске. Всё-таки интересно, что могло повлиять на её переезд в наш город?

— Всему виной мой супруг – это было его решение переехать в Ленинск-Кузнецкий, — улыбаясь, говорит моя собеседница. – Он выбирал город, по своим «особым» критериям: чтобы нашей семье было комфортно в нём жить, чтобы проблем с трудоустройством и со школой не было, в итоге выбор пал на Ленинск. Ну а я, как верная супруга, поехала вслед замужем.

Как впоследствии оказалось, супруг не ошибся, практически сразу после переезда Анна Владимировна устроилась педагогом-психологом в гимназию №18.

— Знаете,несмотря на то что опыт работы у меня большой, в своё время я работала преподавателем немецкого языка в Мариинском лесотехническом техникуме,  трудилась психологом в детском саду, — говорит Анна Владимировна. –Такого дружного коллектива, в котором я сегодня работаю, не встречала.

Через полгода, втянувшись в трудовые будни,Анна Владимировна поняла, насколько сложно быть школьным психологом. Дело даже не в опыте работы, просто ежедневно сталкиваешься с детскими проблемами, пропускаешь их через себя, пытаешься помочь, тратишь на это много душевных и даже физических сил.

— Мой рабочий день соткан из индивидуальных консультаций с детьми, родителями, бывает, что учителя обращаются с вопросами, — говорит моя собеседница. – Кроме этого провожу диагностические тестирования школьников, групповые занятия,мониторинги психологического состояния подростков. Кстати, именно они чаще всего обращаются ко мне за помощью.

Во время беседы Анна Владимировна рассказала мне, почему ребятам из старших классов требуется её помощь. Дело в том, что многие из них, как правило, начинают задумываться о смысле жизни и выборе новой профессии и вообще о том, как бы они хотели прожить свою жизнь. Именно в этот период подросткам необходимо помочь осознать свои мечты и желания.

— Больше всего консультаций я провожу перед экзаменами, — говорит она. – Нагрузка, волнение, стресс, ребятам довольно сложно справиться с подобной ситуацией, им требуется моя помощь.

Бывали случаи, когда подростки обращались к Анне Владимировне с необычными просьбами. Например, не так давно к ней в кабинет зашёл ученик и сказал: «Я хочу хорошо сдать экзамены, но не хочу к ним готовиться. Скажите, вы можете сделать так, чтобы я захотел?».

— Данная ситуация может показаться немного комичной, — говорит наша героиня. –По всей видимости, парень перепутал меня с волшебницей. Но не помочь я не могла, мы с ним поработали, и в итоге он хорошо сдал все экзамены.

Кстати, в практике Анны Владимировны подобные забавные случаи нередки. Причём происходят они не только с детьми, но и с родителями.

Как-то раз на консультацию в кабинет школьного психолога пришла мама одного из учеников и с порога заявила: «Сделайте так, чтобы мой ребёнок меня слушался!».

Ну, как тут откажешь!На протяжении нескольких дней помогала педагог-психолог ребёнку и родителям строить новые отношения в семье, она научила маму и папу понимать и принимать своё чадо.

«Меня готовили всей школой»

Прежде чем попрощаться с героиней нашего проекта, решила поинтересоваться, сложно ли было решиться на участие в конкурсе «Педагог-психолог» и рассчитывала ли она на призовое место в региональном этапе?

Оказалось, что об участии в конкурсе моя собеседница знала заранее, потому как проводится он ежегодно.

— Если честно, волновалась, как первоклассница, потому что участвовала в подобном конкурсе впервые, — вспоминает Анна Владимировна. – Но мои коллеги, учителя гимназии, включая руководящий состав, сначала меня успокоили,затем -воодушевили, а потом оказали мне колоссальную поддержку, начиная с того, как вести себя во время выступления, и заканчивая подготовкой материала на творческие испытания.

И тут же призналась мне по секрету: если бы не коллеги, она ни за что бы не решилась на участие в подобном эксперименте. Что же касается призового места, то, как оказалась, такой высокий результат для неё самой стал приятным сюрпризом.

-За день до начала старта регионального этапа «Педагога-психолога» я решила, что не должна зацикливаться на выступлении, а хочу просто получить радость от участия в конкурсе. Как ни парадоксально, это помогло. Это значит, я не ошиблась в выборе и пошла по верному пути, — говорит Анна Владимировна.

Марина ЛЕВКОВИЧ. Фото из личного архива А.В. СТРУЧ. 


Родители спрашивают психолога

— Как отучить ребёнка есть за столом с гаджетами?

— По-хорошему, к этому приучать не нужно, потому что ничего полезного в этом нет. Обычно родители сами виноваты в том, что дети без смартфонов жить не могут. Приведу пример: во время кормления родители малыша заботливо включают ему мультики, согласитесь, так удобнее, ведь пока любимое чадо сидит с открытым ртом и внимательно смотрит на экран, можно спокойно его накормить. Но никто не задумывается о том, что во время такого кормления ребёнок не ощущает вкуса еды, он не понимает, когда он насытился. Именно так начинают развиваться проблемы с пищевым поведением, поэтому приучать ребёнка к тому, как вести себя за столом, нужно с раннего детства. Если же вы столкнулись с данной проблемой, когда ваше чадо подросло и пошло в школу, то здесь, без сомнения, поможет только родительский авторитет. Ребёнку нужно объяснить, что кушать за столом с телефоном нельзя. Что же касается подростков,то здесь, к сожалению, в большинстве случаев объяснить навряд ли удастся, да и авторитет родителей может не помочь.Вообще в таком возрасте универсального рецепта, как отучить ребёнка часто использовать гаджет, нет. Единственный выход – это договориться с ребёнком.

— Мой ребёнок частенько нас обманывает, что делать?

Для начала нужно разобраться, в чем причина обмана. Согласитесь, что правду не говорят тому, кому её нельзя говорить. Школьники часто обманывают, потому что боятся наказания или разочарования родителей. Это означает, что у вас завышенные ожидания к своему чаду, нужно задуматься о своём поведении.Возможно, ребёнок боится наказания, если это так, значит, вы перегибаете палку. Случается, что ребёнок просто хочет приукрасить действительность, в этом случае поговорите с ним: почему ему хочется быть лучше? Также ребёнку свойственно фантазировать, но это нельзя отнести к вранью, так как у детей богатая фантазия, они могут рассказывать истории, действительно веря в них.

— Моя дочь учится в 4 классе, я до сих пор каждый день вместе с ней делаю домашние задания, скажите, так и должно быть?

Каждый ребёнок индивидуален, у каждого свои особенности развития как физические, так и психологические. Если вашему ребёнку нужна регулярная помощь родителей, то надо понять причину:  что именно в связке «школа — ребенок» работает не так. Возможно,разобравшись в причинах, вы сможете понять, как действовать дальше: быть может, изменить что-то в отношении к учебе самого ребенка или поменять его учебную нагрузку, перейти в другой класс (или даже школу), обратиться к помощи других учителей или помогать самому — вариантов много. Что касается родительской помощи, то здесь главное — не переборщить. Помните, что школа – не для родителей. Ваш ребёнок должен понимать, что за него никто не сделает «домашку», и вся ответственность лежит только на нём.

 

admin
mail@ria-leninsk.ru