Ваграмов Валентин Аполлонович
(1890 г., Италия – 09.07.1983 г., Ленинск-Кузнецкий)
Режиссер (120 спектаклей), актер (300 ролей), художественный руководитель ЦДК, создатель народного театра «Наш современник», организатор единственного в своём роде общественного Дома народного творчества.


«Леонардо Виколло» — написано на его надгробии, стоящем в одном из рядов захоронений на 10-м участке. Откуда столь странное имя? В России такого не встретишь, не говоря уже о Сибири и Кузбассе. А вот Ленинск-Кузнецкий в этом смысле уникален. Почему? Да потому что стал второй родиной для замечательного творческого человека, актёра и режиссёра, настоящего подвижника искусства Валентина Аполлоновича Ваграмова. Леонардо Виколло – это он. 

Из грузчиков – в актёры

Будущий мастер сцены действительно родился в Италии на исходе ХIХ века. Его мать была оперной певицей, играла в знаменитом миланском театре «Ла Скала». Талант, как видим, достался по наследству. И раскрылся он довольно рано, хотя для этого пришлось пройти через такие тернии, которые далеко не каждому по силам.

Спасаясь от преследований властей, их семья была вынуждена эмигрировать в Россию – отец участвовал в подпольном революционном движении, за что ему грозил немалый срок тюремного заключения. Восьмилетний Леонардо навсегда покинул с родителями родную страну, став одним из многочисленных её изгоев.

Одесса начала прошлого века. С двенадцати лет итальянский мальчик, едва говоривший по-русски, начал самостоятельно зарабатывать на жизнь. Ходил в подмастерьях, был трактирным служкой, расклейщиком афиш и портовым грузчиком. Со временем обучился грамоте, да настолько, что сумел сыграть крохотную роль в спектакле. Это была роль скромного и застенчивого гимназиста, но публика встретила дебют громом аплодисментов. Начинающий актёр одесским театралам очень понравился. И его взяли в труппу. Произошло это 24 апреля 1908 года – день запомнился на всю жизнь.

Из воспоминаний В.А. Ваграмова: «Всё свободное от работы время я полностью посвящал самообразованию: учил русский язык, читал вслух прозу,  поэзию, ходил в драму и оперу. Вскоре я  так увлёкся театром, что отказался от довольно солидного заработка портового рабочего (от 1 до 5 рублей в день), устроившись курьером в театр Сибирякова на 6 рублей в месяц. Захотев на сцену, начал посещать одесские театральные школы. В труппу меня зачислили поначалу артистом на выходные роли, но уже через три года я подписал договор с Харьковским театром драмы в качестве актёра ведущих ролей. Тогда и понял: это — моё».

Жизнь на сцене

Он играл в «Бесприданнице» Островского вместе со знаменитой Верой Комиссаржевской – и в Одессе, и в Харькове. Побывал с гастрольными поездками во многих городах России. Ему было тогда чуть больше двадцати. Молодость, яркая театральная жизнь, потрясающие партнёры на сцене – всё это вдохновляло. Но в 1914 году грянула первая мировая война, и начинающего актёра призвали рядовым в действующую армию.

На фронте он не затерялся, сохранив своё профессиональное лицо – состоял при штабе корпуса как руководитель солдатского театра, который сам же организовал. Играли с ним в основном нижние армейские чины, специально подобранные Ваграмовым. Вот где сразу проявилась его режиссёрская жилка! Театр был настолько популярен, что ездил с постановками по воинским частям всех фронтов, срывая дружные солдатские овации. В репертуаре – как пьесы патриотического содержания, так и лёгкие, искромётные водевили.

После революции и гражданской войны он стал, как бы сейчас выразились, театральным менеджером – организовывал новые театры в Липецке, Армавире и Луганске. Его работу заметили, да не кто-нибудь, а Мейерхольд с Луначарским. Пригласив в Москву, поручили создать для антирелигиозной пропаганды театр «Безбожник». Первым спектаклем был «Праздник святого Иоргена», больше известный по фильму Якова Протазанова. Ваграмов играл здесь вместе с будущим корифеем Малого театра, народным артистом СССР Михаилом Царёвым. Пробовал себя и в кино, снимаясь у режиссёров Абрама Роома, Сергея Юткевича.

В 30-е годы его снова направили создавать и укреплять провинциальные театры, где он был актёром, художественным руководителем, директором. Вплоть до конца 40-х Ваграмов работал в Калининской, Кировской, Саратовской областях, добрался даже до Омска. Список сыгранных ролей тоже впечатляет: Фамусов в «Горе от ума», Труффальдино в «Слуге двух господ» Гольдони, Городничий в гоголевском «Ревизоре», Раскольников в «Преступлении и наказании», а ещё мольеровский Тартюф, чеховские Гаев, Лопахин, Астров, Серебряков. Героев Горького, Гюго, Островского и Шекспира перечислять придётся долго. Всего у него за  четыре с лишним десятилетия жизни на сцене около 300 ролей в 120 спектаклях.

Из воспоминаний В.А. Ваграмова: «Разве забудешь первый выход на сцену? У меня было такое состояние, что я слова не мог вымолвить. Прямо полная прострация. Потолок пошёл вниз, потом вверх, в зале я видел какую-то чёрную дыру, и ничего больше. Когда дали занавес, я был в полном отчаянии. А через две минуты такой гром аплодисментов пошёл! 15 раз давали занавес… Потом ролей были сотни, но каждая из них – как в первый раз. Ощущения на сцене, конечно, не опишешь. Тут целый театральный роман получится. Но что интересно – волнение перед выходом оставалось всегда. Там, за кулисами, нельзя успокоиться. И наступает момент, когда тебя взрывают, переполняя, собственные эмоции. Всё, ты готов к роли. Значит, и успех обеспечен. А где ты играешь – всё равно. Главное – понять образ».

Вторая родина

Этот удивительный человек искусства имел поистине широкий профиль: дал жизнь семи театрам в разных концах страны, был постановщиком более ста спектаклей, а сыгранные им на многочисленных подмостках роли – настоящая энциклопедия театрального творчества. И случилось так, что в 1949 году судьба занесла его в Кузбасс. Укрепляя сибирскую культурную почву, Ваграмов работает режиссёром в Анжеро-Судженском театре имени Ленинского комсомола, который затем переехал в Прокопьевск.

Ему уже за шестьдесят, пора бы на пенсию – слабое здоровье не даёт играть на сцене в полную силу. Но где провести старость? Выбор пал на Ленинск-Кузнецкий, где предложили должность художественного руководителя Дворца культуры угольщиков и режиссёра самодеятельного драматического коллектива. Так с 1951 года он жил и работал у нас в городе, украшая сферу культуры: где ещё найдёшь столь яркую личность?

Его детище – народный театр «Наш современник», о спектаклях которого было сказано немало тёплых слов на страницах «Ленинского шахтёра». Вот какие выводы сделаны в одной из рецензий: «Актёрам под руководством Ваграмова удалось доходчиво показать, как важна нравственная составляющая в человеке. Вроде бы простой образ, всего несколько реплик, а он будто вылеплен рукой мастера, воспринимается как живой. Вот в чём сила искусства! И здесь надо отдать должное режиссёру: его опыт позволяет брать такие творческие вершины, о которых впору мечтать театрам куда более высокого профессионального уровня. Ведь у нас играют рабочие, учителя, студенты, в основном молодёжь. Особенно выделяются В. Сливина, Т. Устьянцева, В. Романов, В. Ермаков, А. Дягилев. Сколько в них задора, стремления по-настоящему служить сцене. Можно с уверенностью сказать, что новая работа самодеятельных артистов будет иметь большой успех у нашего зрителя».

И так во всём, за что бы он ни брался на творческом поприще. Умел вдохновлять таланты, делать замечания нерадивым, проникновенно и тонко советовать, наставляя в искусстве на путь истинный. Его наследие – это знаменитые ученики (одна Ия Саввина чего стоит!), сотни приобщившихся к театру горожан, богатейшая библиотека, спектакли и фильмы, вошедшие в сокровищницу отечественной культуры.

В городском краеведческом музее хранится сегодня его архив: списки ролей и работ, воспоминания, справки, характеристики, газетные вырезки, удостоверение члена Всероссийского театрального общества. Не менее ценный экспонат – потрёпанная временем гитара: её видавших виды струн более полувека касались руки мастера сцены, извлекая мелодичные звуки задушевных песен и романсов. Происходило это и дома у Ваграмовых, и в ЦДК, где до сих пор берегут в запасниках ещё один ценнейший экспонат и театральный реквизит, давно ставший исторической реликвией – цилиндр Валентина Аполлоновича. Сейчас только в кино можно увидеть этот элегантный головной убор, который носили когда-то буржуа и артисты.

Нельзя без трепета читать и поздравительные открытки с телеграммами, адресованные Ваграмову. Великие люди считали его своим другом. Вот что писал Валентину Аполлоновичу Сергей Юткевич: «Дорогой друг! Сердечное спасибо за поздравление с праздником. У меня горячие денёчки – сегодня наконец-то выходит на экраны мой многострадальный фильм, на который потратил 9 лет жизни. Естественно, волнуюсь за его судьбу: он необычный, нестандартный, и уже есть критики, утверждающие, что такой фильм будет непонятен широкому зрителю. Ну, мы тут ещё поспорим. Не знаю, когда он дойдёт до вас, но очень прошу посмотреть и прислать своё строгое критическое мнение – оно для меня важно. Горжусь нашей дружбой и крепко обнимаю».

А вот телеграмма президиума Всероссийского театрального общества, которая вряд ли нуждается в комментариях: «Уважаемый Валентин Аполлонович! Сердечно поздравляем вас, одного из старейших деятелей русского советского театра, со славным 90-летним юбилеем. Более 70 лет своей жизни вы отдали служению искусству, бескорыстно и творчески работая на сцене, воспитывая таких же подвижников театра. Искренне благодарим вас, желаем бодрости и здоровья. Председатель ВТО Михаил Царёв».

Вот  почему Леонардо Виколло — личность историческая. Для нашего города, российской культуры и Его Величества Театра.

Из воспоминаний В.А. Ваграмова: «Почему выбрал Ленинск-Кузнецкий? Многие задавали мне этот вопрос. Казалось бы, сибирская глубинка, шахтёрский город, где трудно что-то сделать в культурном плане. Но это оказалось совсем не так, и я почувствовал, что выбор правильный. Здесь есть самое главное – историческое время и пространство, ведь город вырос не на пустом месте. Прошлым дышат его улицы и переулки, площади, здания. А какие люди, какие мощные характеры! На сцене это сразу видно, только направляй в нужное русло. Мне было интересно работать. Не жалею, что прожил здесь столько лет с супругой Зинаидой Семёновной. Она учила детей, а я прививал им любовь к искусству. Поэтому на склоне лет у меня есть чувство выполненного долга. Творчество всегда возвышает».

Счастье творчества

…На исходе 80-х, когда Валентина Аполлоновича уже не было в живых, по городу проводили день памяти. Был такой же прохладный июнь, едва распустилась зелень, и все мы пошли на кладбища, чтобы найти родные могилы, навести там порядок и помянуть, как полагается. По пути остановились с Зинаидой Семёновной Ваграмовой, хлопотавшей в оградке у надгробия. «Спасибо, что зашли, мои милые, — обрадовавшись, сказала она. – Он так любил вас всех! Да и я прожила с ним свой век как один миг, даже самой не верится. Счастливый был человек, и счастье дарил другим. Жил светло, легко, радостно – до самого последнего дня. Приходите, не забывайте».

Она немного прослезилась, и мы что-то говорили ей в утешение, хотя слова здесь были лишними. Потом вдова угощала нас пирогами, печь которые была большая умелица. Мы тепло простились и пошли по кладбищу дальше. А она осталась одна у могилы с таким непривычным для Ленинска-Кузнецкого именем — Леонардо Виколло.

Игорь ВЕТРОВ.

admin
mail@ria-leninsk.ru