В последнее время часто вспоминаю своего деда, Игнатия Петровича Шумилова, на долю которого выпали две войны. Он всю жизнь проживал в деревне Байкаим, был участником и свидетелем всех эпохальных событий, происходивших в нашей стране, в Кузбассе и шахтёрском городе Ленинске-Кузнецком.

Родившийся на исходе XIX века, он был призван летом 1914 года в царскую армию – как раз тогда начиналась Первая мировая война. Боевое крещение солдат получил в белорусских болотах под Пинском, где в декабре того же года был тяжело ранен. Его отправили в один из московских госпиталей, несколько раз делали операции. Три месяца провёл на госпитальной койке, потом был отправлен на долечивание домой, в Сибирь. Это происходило уже в конце февраля 1915 года. Тогда только начинали строить южную ветку Транссиба, и всю дорогу от Топок до Кольчугино он прошёл пешком, несмотря на ранение.

На его глазах происходили все события гражданской войны, в том числе Кольчугинское восстание, он был свидетелем строительства наших шахт и железной дороги, проходившей в сторону Белова через Ленинск-Кузнецкий. Ему было уже 48 лет, когда в январе 1942 года он вновь был призван на службу – шла Великая Отечественная война. На передовую не послали в силу возраста и здоровья, но зато довелось охранять главный корпус завода «Прогресс» в Кемерово, который, как вся промышленность в то время, работал для фронта, для Победы.

Дед вспоминал и рассказывал нам, внукам, как в феврале 43-го стоял на посту и увидел первые очаги возгорания. Дело принимало серьёзный оборот, и вскоре прибыли пожарные, которые готовили снаряжение, ходили по лестницам и тушили пламя на этажах здания. Оно было четырёхэтажное, а ниже уровня земли находились ещё два этажа. Прогремел взрыв, от которого на десятки метров разлетались кирпичи. Будку часового приподняло, перевернуло, но сам он остался жив, хотя почти полностью потерял слух от взрывной волны и полученной контузии. Слух после этого у него так полностью и не восстановился.

На ликвидацию последствий взрыва тогда бросили все силы – работы на заводе велись в круглосуточном режиме. И фронт снова начал получать продукцию, в которой так нуждался, чтобы посылать на головы фашистов мины и снаряды. А дедушку, напрочь оглохшего, сразу перевели с охраны на кухню, поваром. И он так до самого конца своей службы кормил весь гарнизон охраны. В 1945-м встретил Великую Победу, в 46-м был демобилизован и вернулся в родной Байкаим. Там по нему, конечно, уже все соскучились.

Семья у дедушки была большая, крестьянская: семеро детей подрастали один за другим. Когда он приехал со службы, ему было уже 52 года. Постепенно налаживалась мирная жизнь вокруг, дети учились в школе-семилетке, потом пошли дальше – в училища и техникумы. С возрастом заводили семьи, работали, тоже воспитывали детей и внуков.

Деда не стало в 1979 году, когда он перешагнул порог 85-летия. Большую жизнь прожил верный солдат Отечества: служил, трудился, заботился о семье. Мы, внуки, очень любили с ним говорить обо всём, особенно о прошлом, войнах, через которые ему довелось пройти. И в своей жизни старались быть на него похожими: тоже служили в армии, учились, работали. Дед всегда и во всём был для нас самым достойным примером.

Виктор ЗВЯГИН. Краевед.

admin
mail@ria-leninsk.ru