Новый год – это самый любимый праздник взрослых и детей. Подготовка к нему начинается заранее, и к концу декабря уже сверкают огнями улицы городов, а в каждом доме стоит наряженная елка. Праздничная атмосфера повсюду – в домах, магазинах, кафе, а главное, на лицах людей. Перелистаем страницы истории Нового года, поговорим об истории празднования и вспомним прошлое.
С петровских времён
В России не всегда Новый год отмечали в ночь с 31 декабря на 1 января. На какую дату выпадал этот праздник у язычников, до крещения Руси, неизвестно до сих пор, однако фактом является то, что празднование Нового года совпадало с окончанием зимы. С появлением нового летоисчисления, связанного с крещением Руси, за праздником закрепилась дата 1 марта, позднее она передвинулась на 1 сентября.
В 1699 году царь Петр 1 издал указ о праздновании Нового года 1 января. Это было сделано по примеру всех европейских стран, живших по григорианскому календарю. Тогда царским указом всем жителям Москвы было велено отмечать встречу Нового года: зажигать в новогоднюю ночь костры, пускать фейерверки, поздравлять друг друга, украшать дома хвойными деревьями.
После распада Российской империи праздник то исчезал, то появлялся. Советская власть с 1918 года поменяла календарь на григорианский, подарила нам понятие Старый Новый год и отказалась от праздника.
28 декабря 1935 года, после крылатой фразы Иосифа Сталина «Жить стало лучше, товарищи, жить стало веселее» вышла статья в главной газете страны «Правда». Автор статьи — Павел Постышев, в то время один из руководителей Советской Украины. Статья так и называлась: «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку».
Постышев писал: «Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская елка является буржуазным предрассудком. Итак, давайте организуем веселую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах».
Представления на первых новогодних елках затрагивали тему классовой борьбы. Дети приходили на праздник в костюмах красноармейцев и ударников труда. Новый год стал отмечаться широко и помпезно. Стали продаваться елки, игрушки. Тогда же в праздничную жизнь вернулся изгнанный Дед Мороз и впервые он появился со своей внучкой Снегурочкой.
Гильзы вместо игрушек
Новогодние праздники в годы Великой Отечественной войны проходили по-разному на фронте и в тылу, но все люди жили с надеждой на скорую победу.
На фронте бойцы порой лишь успевали переброситься короткими поздравлениями друг с другом или написать письмо родным на почтовой открытке, оформленной с новогодней тематикой, где Дед Мороз изображался порой бородатым партизаном, уничтожающим ненавистных фрицев. А иногда в солдатских блиндажах, казармах появлялась елка. Правда, вместо игрушек были погоны, вата, бинты, проволока, стреляные гильзы.
От воспоминаний о елке блокадного Ленинграда перехватывает горло и к глазам подступают слезы. Знаменитый художник Илья Глазунов пережил блокаду, в начале 1942 ему было одиннадцать лет: «Моя бедная мама решила устроить мне елку, как всегда до войны. Она воткнула ветку в пустую бутылку из-под молока, завернутую в белую ткань. Повесила несколько елочных игрушек. Нашла свечку. Разрезала ее на несколько частей, прикрепила к ветви. Из соседних комнат медленно шли родственники, опираясь на палки: закутанные, истощенные. Глядя на пламя угасающих свечей, все вдруг заплакали». Здесь не нужны другие слова.
Вкус новогодней котлеты
А вот тыловой Ленинск-Кузнецкий в годы войны. Елки для детей проходили на предприятиях, в школах, в детском доме. За стих, песню, танец детей ждало скромное угощение: пряник, конфета, несколько кусочков сахара.
Декабрь 1943 года. Маленькая девочка Лариса (ей 4 года, и она приехала с мамой из блокадного Ленинграда в 1942 году) стоит на стуле у елки в актовом зале мясокомбината, где работала мать, и громко читает стих. Ей аплодируют, а затем награждают котлетой.
Эту историю рассказала мне заслуженная артистка РФ Лариса Анатольевна Лужина во время своего приезда в Ленинск-Кузнецкий в 2002 году. «Вкус этой котлеты я запомнила на всю жизнь. Вкуснее никогда больше ничего не ела, а вот стихотворение какое читала — не помню», — вспоминала она.
В эвакуации в Ленинске-Кузнецком находился и профессорско-преподавательский состав Ленинградской консерватории. Именно при их участии в 1942 году в городе была открыта музыкальная школа. К новому 1942 году в ЦДК был проведен концерт. А Сталинский драматический театр имени Серго Орджоникидзе, который был в годы войны размещен в Ленинске, для шахтеров, раненых солдат, находившихся на излечении в госпиталях города, ставил спектакли и давал концерты. Была создана концертная бригада, которая выступала на шахтах, в госпиталях, селах района.
В декабре 1942 года был поставлен спектакль «Фронт», посвященный разгрому фашистских войск под Москвой. Это был новогодний подарок ленинск-кузнечанам.
Анна Самойловна Вихрова вспоминала, как маленькой девочкой 3-5 лет ходила с ребятами постарше, живущими на улице Вентиляционной, в госпиталь №1244 (школа №2) и читала стихи, пела «Катюшу», поздравляя солдат с Новым годом.
В послевоенные годы Новый год не был в приоритете. Страну нужно было поднимать, многим было не до праздников. Страна восстанавливалась, и впервые сделали выходным днем 1 января 1948 года.
Новогодние традиции, которые нам так знакомы, зародились в 50-е годы. Это бой курантов, который сначала слушали только по радио. Салат «Оливье», «Советское» шампанское, детские подарки, выдаваемые в школе и родителям на работе. Мандарины, которые могли появляться на наших столах только в Новый год. И, разумеется, загадывание желаний.
Елка и дух лесов
Елка — неотъемлемый атрибут зимних праздников, также прибыла в Россию вместе с петровскими реформами от жителей Германии, которые верили, что ель священна, в ее ветвях живет дух лесов, который является защитником правды. Вечнозеленое дерево – это символ неувядающей молодости, бессмертия, долголетия, достоинства и верности. А шишки символизировали огонь жизни и восстановление здоровья.
В моем детстве раздобыть лесную красавицу было проблемой, это уже позднее в нашей городской жизни появились елочные базары. Помню, как радовалась, когда папа приносил перед праздником настоящую пихточку, с мягкими иголками, а не сосну и не колючую елку, а иногда наряжали просто ветку ели.
«Аромат свежей хвои и смолы — что может быть приятней», — говорит экскурсовод краеведческого музея Тамара Александровна Сытина, которая хорошо помнит этот запах из детства. – Наша семья была большой, и жили мы трудно, елку дома не ставили, а вот школьную елку хорошо помню, точнее, ее запах. В конце декабря в нашу маленькую начальную школу на Байкаиме привозили ель. Она стояла в коридоре за дверью, ждала своего торжественного часа, чтобы одеть праздничный наряд, а мы, ребятня, каждую перемену прибегали к ней, чтобы потрогать ее иголки, насладиться запахом».
Наряжать всей семьей зеленую красавицу – это семейная традиция не одного поколения. Коробка елочных игрушек для многих семей – это целая история и традиция.
В старых елочных игрушках живет душа, фантазия, волшебство. Среди них — герои сказок, космонавты, часы с застывшим временем без пяти двенадцать, птицы, белочки, зайчики, собачки, картонные лошадки. На почетных местах — стеклянные шары, сосульки.
Огурцы, кукуруза, другие овощи, а ещё ягоды, еловые шишки. Обязательно — стеклянные бусы и трубочки, которые часто путались и бились.
У меня была любимая игрушка, которую я передала в коллекцию музея – повариха с поварешкой. Почему любимая? Да потому что она была очень похожа на мою бабушку Машу: такое же доброе лицо, и любимая поза — подбочениваться. А под елкой — обязательный Дед Мороз. Каркас обмотан ватой, сверху оклеен бумажным слоем, раскрашенное гипсовое добродушное лицо, в руках — посох из настоящей ветки и мешок. Не знаю, как у вас, мои уважаемые читатели, а у нас он был со следами взлома. Любопытство заставило меня посмотреть, что там внутри. Увы, только вата!
Тигр на самой верхушке
А помните уличные новогодние елки, снежные горки, снежные сказочные фигуры? До 2013 года главная елка города устанавливалась на площади Победы, были елки у ДК имени Ярославского и ДК имени Ленина, даже на месте нынешнего третьего микрорайона, когда не было застройки. В 50-60-е годы, судя по снимкам, елка устанавливалась напротив здания треста «Кузбасская геофизическая экспедиция», в парке имени Горького, у административных зданий шахт. Практически по всему городу стояли праздничные красавицы, а рядом с ними — снежные фигуры и обязательные горки.
При парке имени Горького была городская художественная мастерская. Вот ее работники и занимались в основном праздничным оформлением города. Это были художники А. Заварзин, В. Латышев, А. Петухов, В. Балашов и другие. Эскизы для оформления площади Победы делал В.В. Пышненко, в то время директор ДХШ №4.
«А вот на лучшую горку всегда проводился конкурс. Горки делали шахтеры, и впервые новогодняя иллюминация и подсветка появилась на площади лишь в начале 80-х годов прошлого века. Инициатором была Любовь Яковлевна Логунова, в то время заместитель председателя горисполкома. Тогда же стали проводить праздники у елки в новогоднюю ночь, заводилами всегда были работники ЦДК», — вспоминает Лидия Александровна Евграфова, член совета старейшин города.
Снежные скульптуры, ледяные горки — их созданию всегда посвящают уйму сил и времени, их создают в лютый мороз, вкладывая душу, хотя надолго они с нами и не остаются. Главную елку на площади сначала украшали лампочками, окрашенными в разные цвета, и стеклянными шариками. Занимались этим работники горзеленстроя. А вот последние 15 лет, до переноса главной елки города на площадь имени В.П. Мазикина, елку на площади наряжали педагоги художественной школы. Еще в ноябре в школе начиналась работа по изготовлению новогодних игрушек для елки. Игрушки были необычные – объемные, размером сантиметров по 70, а всего нужно было смастерить более 100 игрушек для украшения. Именно художники предложили украшать верхушку елки не звездой, а фигурой животного, согласно традиции восточного (китайского) гороскопа. «За время нашего участия в оформлении елки на площади Победы все двенадцать животных побывали на ее верхушке», — рассказывает Светлана Михайловна Черданцева, директор детской художественной школы имени А.И. Шундулиди.
Установка новогодней елки на улице — это приближение праздника: всегда так было, есть и будет.
Образ Николая Чудотворца
С 18 ноября 2005 года стали праздновать день рождения Деда Мороза. Однако сколько лет ему точно, сказать трудно. Образ Деда Мороза соткан из языческих и религиозных верований. До Крещения Руси за каждым явлением природы люди видели богов. Скрипучий мороз, охватывавший просторы нынешней России, в представлении предков был злым белобородым стариком в шубе. Славянские племена считали, что он повелевает ненастной погодой и может усилить холод. Как только наши предки стали замечать, что после большого количества снега можно собрать больше урожая, у них поменялось отношение к грозному Морозко.
Во времена христианства его ассоциировали со старцем из города Патры, который творил богоугодные дела в IV веке нашей эры. Реально существовавшего человека звали святой Николай. Образ Николая Чудотворца лег в основу внешнего вида современного волшебника, который щедро одаривал малышей.
Первое письменное упоминание о нём датировано 1840 годом. О нем писал в своем рассказе Владимир Федорович Одоевский, представитель русского романтизма. Прозвище Мороз Иванович стало литературным именем Деда Мороза.
Сегодня мы знаем, что родина российского Деда Мороза – Великий Устюг, а кузбасский Дед Мороз живет в музее-заповеднике Томская писаница. По этим адресам дети отправляют сейчас открытки, письма и поздравления.
Борода из ваты
Дед Мороз – это символ сказки, созданный руками родителей. Но в детстве об этом знать необязательно: мы это понимаем по прошествии многих лет, и всегда с теплотой об этом вспоминаем. Своими воспоминаниями поделилась Любовь Степановна Шикель. Новогодние елки оставили в ее жизни глубокий след, а началось все с раннего детства.
«Это было в 50-х годах прошлого столетия. Времена были трудные, достатка почти ни у кого не было. Мы жили в двухэтажном восьмиквартирном доме по улице Вокзальная, 36. Папе, инженеру РММ, привозили елку из леса, родители устанавливали её в центре комнаты. Всей семьей мы наряжали елку, папа сам мастерил гирлянды из лапочек и раскрашивал их в разные цвета, макушку украшала пятиконечная звезда.
Мама покупала на рынке грецкие орехи и шоколадные конфеты, помню название -«Кавказские». Они продавались без обертки, мы оборачивали вдвоем с ней эти вкусности в «золотинки» от конфет, которые я собирала весь год, мастерили кулечки из бумаги в виде конуса и складывали в них эти сласти.
Праздник в доме начинался, когда к нам приходила вся дворовая ребятня.
Мама надевала белый халат, валенки, мастерила бороду из ваты, на шапке делала из ваты опушку, складывала в красный мешок подарки и превращалась в Деда Мороза. Хотя все дети знали об этом, но все равно были в восторге. Зажигалась елка, и начинался праздник. Я была в костюме Снежинки: марлевое платьице, ватная корона.
Мы водили хоровод вокруг елки, пели песни «В лесу родилась елочка» и другие, читали стихи, играли в игры, а в конце праздника Дед Мороз (то есть мама) вручал нам каждому кулечек со сладостями».
В 1967 году Любовь Степановна стала участницей народного театра «Наш современник» в ЦДК. Особое место в театре занимала подготовка детских спектаклей к Новому году. Попасть на елку в ЦДК мечтали все: всегда был аншлаг, все предприятия города стремились занять место в расписании спектаклей. Елки проводились по три раза в день. Начинался спектакль всегда у елки, а затем действие переносилось на большую сцену. За основу представления всегда брались наши, русские сказки. И трудно сказать, для кого этот спектакль был интереснее – для детей или для взрослых, у которых тоже был блеск в глазах.
В главной роли
При подготовке этого новогоднего материала мне хотелось узнать побольше о людях, которые были Дедами Морозами. Разумеется, за помощью я обратилась к ветеранам культуры. Ольга Оттовна Морозова, которая практически выросла в ЦДК и не раз была Снегурочкой, назвала мне несколько имен.
Валентин Александрович Микешкин, работник шахтоуправления «Кольчугинское», участник художественной самодеятельности. Его колоритный Дед Мороз играл на гармошке. Был интеллигентный Дед Мороз Владимира Дианова, многим запомнился и городской Дед Мороз Владимира Юрченко — участника народного театра, мастера производственного обучения СГПТУ-38.
Анатолий Иванович Лошаков, ныне заведующий заочным отделением Кемеровского горнотехнического техникума, вспоминает: «Будучи еще студентом нашего горного техникума, я был участником художественной самодеятельности. Однажды предложили поработать Дедом Морозом, и я согласился. Снегурочка у меня была активная — Ирина Клясюк, она в основном и вела всю программу. И вот однажды произошел такой забавный случай. Закончилось представление в ЦДК, следующее выступление было на шахте, и я уже сидел в автобусе в шубе Деда Мороза, но снял бороду и шапку, чтобы немного передохнуть. Вдруг в автобус забегает семилетний мальчишка и начинает мне даже «полукостюмированному» рассказывать стих, так как в зале не успел, а может быть, постеснялся. Было приятно: значит, искренне поверил мне».
Я помню Деда Мороза – Александра Степановича Суворова, руководителя мужской группы «Раздолье» ЦДК, почетного гражданина города. Виктора Яковлевича Денцеля, директора детской музыкальной школы №12, заслуженного работника культуры. Андрея Павловича Елкина, скульптора, ветерана Великой Отечественной войны. Накануне праздника Андрей Павлович надевал костюм Деда Мороза, шел в нем по улице, поздравляя горожан, приезжал в музей, чтобы поздравить коллектив и ветеранов с праздником.
Наш любимейший праздник
Каждый Дед Мороз знает о том, как дети вели себя в уходящем году, и просит их почитать стихи, показать свои таланты, а взамен одаривает подарками и ненадолго остается на празднике.
Конечно, я не смогла вспомнить и назвать имена всех людей, которые умели дарить и дарят людям праздник. Но давайте вспомним время, когда мало у кого был даже телефон, Интернет, зато со всей огромной страны к нам приходили открытки, написанные рукой наших родных, друзей. Мне не хватает этого. А еще мне всегда нравится, когда незнакомые, встречающиеся по пути люди поздравляют друг друга с наступающим Новым годом.
Для меня Новый год – любимейший праздник, и с годами остается таким же. Аромат свежей хвои и смолы, приятная обязанность — украшение елки. Традиция встречать Новый год всей семьей вместе, возможность самой почувствовать себя чуть-чуть волшебницей и дарить маленькие чудеса и приятности людям, видеть их улыбки.
Скоро Новый год, уже 2022-й! Вновь зажгутся елки, на улицах появятся новые Деды Морозы, начнется праздничная суета — подготовка подарков, подготовка праздничного стола, несмотря ни на что, лица людей станут светлее, ведь каждый из нас ждет чуда.
С наступающим Новым годом! Мир вашему дому!
Огромные слова благодарности всем тем, кто поделился своими новогодними воспоминаниями.
Тамара ЧУХНО.