Почётному кинематографисту России и теперь уже бывшей заведующей методическим кабинетом городского отдела народного образования, а затем и отделом культуры тогдашнего исполкома городского Совета народных депутатов, Лидии Александровне Ефграфовой, которую многие горожане помнят и уважают, вчера, 19 мая, исполнилось ни много ни мало 80 лет. Те годы, что Лидия Александровна стояла у руля культуры Ленинска-Кузнецкого, были по-настоящему яркими и богатыми на события. О том, как в наш провинциальный город приезжали знаменитые артисты, певцы, композиторы и поэты, она помнит до сих пор.
Когда рукоплескал весь зал…
Время неумолимо летит, и порой кажется: все, что происходило полвека тому назад, было как будто ещё вчера. Хотя на самом деле с тех самых пор минуло не одно и даже два десятилетия, когда сцена гостеприимного ЦДК угольщиков распахивала свои объятия для звёзд, как говорят, первой величины: Иосифа Кобзона, Эдиты Пьехи, Роберта Рождественского, Галины Ненашевой, а также Андрея Петрова. Того самого Петрова, который во время Великой Отечественной войны жил в Ленинске-Кузнецком и учился в школе №12 и который потом, повзрослев, написал музыку к легендарному фильму «Берегись автомобиля». Ни в чём не уступал сцене Центрального дворца культуры и небольшой, но очень уютный зал кинотеатра «Победа». Сюда, чтобы посмотреть и пообщаться с любимыми артистами — Евгением Леоновым, Ларисой Лужиной, Тамарой Синявской, Светланой Тома, Спартаком Мишулиным — и еще целой плеядой знаменитостей приходили сотни, тысячи ленинск-кузнечан. «Кстати, знаю не понаслышке, что многие известные люди, приезжавшие к нам, частенько давали интервью корреспондентам «Городской газеты», — рассказывает Лидия Александровна.
«Превратим Кузбасс в край высокой культуры!» — именно под таким девизом трудилось тогда большинство работников сферы культуры нашего города. Лидия Александровна вспоминает, что каждое мероприятие они превращали не просто в отчётный концерт, а грандиозный праздник: «Мы изо всех сил старались, чтобы наши горожане жили насыщенной и интересной жизнью». И кто мог это сделать лучше, чем Надежда Бабкина. Выступление народной певицы всколыхнуло весь город. Ленинск-кузнечане выстраивались в бесконечно длинные очереди, чтобы заполучить заветный билетик на концерт и вживую услышать её обворожительный, звонкий голос.
А чего стоит то время, которое моя собеседница называет «эпохой Шундулиди»: «Именно с подачи Александра Ивановича, возглавлявшего тогда производственное объединение «Ленинуголь» мы разработали проект, благодаря которому в городских школах стали проходить встречи учеников с известными артистами, поэтами, — говорит заслуженный работник культуры. – Вы бы видели, как горели глаза детей, когда знаменитые люди рассказывали им о себе, делились с ними жизненным опытом».
Дядя Серёжа, или Человек-легенда
Теперь даже и думать не хочется о том, что Лидия Александровна могла бы и не принять участие в жизни Ленинска-Кузнецкого. «Всего этого могло бы и не быть, — говорит она. — Если бы в начале 50-х годов мой родной дядя по материнской линии не перевёз меня и мою старшую сестру из далёкой Украины сюда, на землю Кузнецкую». Родилась Лидия Александровна Евграфова (в девичестве Белинская) в 1942 году в деревне Старики, что в Хмельницкой области. В то военное и послевоенное время в нашей необъятной стране был страшный голод. И более-менее сытно жили лишь за Уралом. Возможно, поэтому и стремились люди сюда, в Сибирь. «Первое, что меня поразило, когда дядя Серёжа привёз нас сюда, так это жуткий холод, — улыбаясь, вспоминает Лидия Александровна. – Я ведь до этого жила в краю, где зимой температура не опускалась даже по ночам ниже минус пяти градусов». К новым условиям дети привыкают гораздо быстрее, чем взрослые, вот и маленькая Лида со временем привыкла и полюбила сибирские трескучие морозы и белоснежные вьюги.
К слову сказать, дядя Серёжа, а точнее, знаменитый на весь Советский Союз метростроевец и борец классического стиля Сергей Владимирович Каснер — тот самый человек, который в конце 30-х годов стал одним из прототипов известного памятника «Рабочий и колхозница». «Скульптор Вера Мухина увидела его совершенно случайно, на одном из праздников, — рассказывает Лидия Александровна. – Высокий, статный. Она сразу же обратила на него внимание. Потом, когда они познакомились, Вера Игнатьевна предложила ему стать прообразом её будущей скульптуры».
Из школы в школу
Окончив в 1959 году школу №20, Лидия Александровна поступила в Кемеровский государственный институт, по окончании которого её по распределению направили учителем русского языка и литературы в одну из школ Крапивинского района. Посёлок Перехляй, куда в то время из-за отсутствия дорог люди добирались с большим трудом, стал для неё родным домом. Коллектив школы принял совсем ещё юного и неопытного педагога хорошо. «Почти все учителя были гораздо старше меня, наверное, поэтому они относились ко мне, как к ребёнку, — вспоминает она. – Угощали местными «деликатесами»: квашеной капустой, огурцами, салом».
После Перехляевской школы преподавала Лидия Александровна Ефграфова русский язык в школе №38. А в конце 60-ых годов ей предложили возглавить методический кабинет городского отдела народного образования. Так, вплоть до 1976 года она работала на благо городского образования. Но однажды секретарь горкома КПСС Мария Павловна Жердева, вызвав её к себе в кабинет, сказала: «Лидия Александровна, мы хотим, чтобы вы возглавили отдел культуры». «На мои возражения по поводу того, что я могу не справиться, Мария Павловна ответила просто и кратко: А мы знаем, что вы справитесь!». Вот так долгие четырнадцать лет (начиная с 1976 по 1990 годы), Лидии Александровне пришлось посвятить культуре Ленинска-Кузнецкого.
В начале девяностых, когда Лидия Александровна сменит пост заведующей отделом культуры на должность директора Ленинск-Кузнецкой городской кинодирекции, её жизнь потечёт по новому руслу, которое, впрочем, будет не сильно отличаться от того, к которому она привыкла. «Кино — это искусство, а искусство — это культура, — говорит почётный кинематографист России. – Так что я, если можно так сказать, на новой должности была, как рыба в воде». Привычка работать так, чтоб, как говорят, стружка летела в разные стороны, пригодилась ей и здесь. Неуёмная энергия и энтузиазм Лидии Александровны привел к тому, что кинотеатр «Победа» стал одним из трех кинотеатров Кузбасса, в которых установили современную для того времени систему объёмного звука «Dolby Digital»…
Даже будучи на заслуженной пенсии, Лидия Александровна решила не менять свой активный образ жизни на пассивный. В своё время была она заместителем председателя городского совета женщин. Позже ей предложили войти в совет старейшин при главе Ленинск-Кузнецкого городского округа. В общем, заслуженный работник культуры и по нынешнюю пору живёт не только ради себя и своей семьи, но и на благо горожан.
Марина ЛЕВКОВИЧ.
Фото автора.