Ленинск-Кузнецкий всегда славился шахтёрами — целая плеяда известных в Кузбассе и по всей стране покорителей подземных глубин работала на угольных предприятиях города. В разные годы и десятилетия гремели имена наших проходчиков, горнорабочих, бригадиров, а ещё начальников участков, директоров шахт, руководителей объединения «Ленинскуголь». Об одном из представителей славной шахтёрской гвардии, ставившей рекорды угледобычи, хотелось бы рассказать накануне празднования дня города. Да и горожане его хорошо знают — это председатель совета ветеранов шахты им. С.М. Кирова Леонид Васильевич Лагутин.
Уважение — это главное
Думаю, немного найдётся на земле Кузнецкой горняков, отдавших шахте более сорока лет трудовой деятельности. Леонид Васильевич — именно из таких, кто пришёл сюда однажды и остался до самого ухода на заслуженный отдых. А ещё он воспитал двоих Героев Кузбасса — Бориса Михалёва и Анатолия Коломенского, стоял у руля добычи рекордных миллионов тонн чёрного золота. Обо всём этом я слышал, знал, читал, в том числе на страницах «Ленинского шахтёра» — «Городской газеты». А познакомились мы на открытии музея Шахтёрской славы Колчугинского рудника, в экспозиции которого есть и его фото, сделанное под землёй. Там он в шахтёрской каске, улыбчивый и дружелюбный — не скажешь, что перед этим, обходя свои выработки, начальник участка, как полагается, был строгим и требовательным, знающим, как надо делать, а как — нельзя. В этой ответственности и скрыт секрет его профессионального долголетия: шахта, говорил он мне как-то, ничего не прощает, поэтому к ней и, ещё важнее, к людям, работающим на подземных горизонтах, нужно относиться с уважением.
Стальной стержень характера
Я всегда считал его героем нашего времени, потому что он такой и есть: с виду скромный, работящий, немногословный, но имеющий внутри какой-то железный стержень характера, не позволяющий поступать как вздумается: только так, как надо. Наверное, потому товарищи по работе и доверили ему пост председателя шахтового совета ветеранов. Знают, что делать всё будет по чести и совести: так воспитан с детства, так привык за десятилетия работы. И они, конечно, не ошиблись с этим выбором. К такому выводу я пришёл за время нашего общения в городском совете ветеранов и участия в совместных мероприятиях. Надёжный он товарищ, а это самое главное что в общественной, что в любой другой работе.
Труженики и созидатели
Биография у Леонида Васильевича — самая что ни на есть обычная, но отражающая суть его поколения настоящих тружеников и больших созидателей. Родился он в 1950 году в семье фронтовика, после школы поступил в Ленинск-Кузнецкий горный техникум. И, как вышел в шахту на практику, так там и остался: легких путей никогда не искал по примеру отца, своих двоюродных братьев-шахтёров. На родной «Кировке» поработал до призыва в армию, потом туда же вернулся после службы. Начинал, как все, в лаве, постепенно набирался опыта и того знания основ шахтёрской профессии, без которого не станешь специалистом своего дела. Его заметили, оценив организаторские способности: со временем назначили горным мастером, а затем — помощником начальника участка. Учился работать у бригадира Ивана Роговского, с интересом прислушивался к главному инженеру Людвигу Вилло и директору шахты Ивану Ивлеву — каждый вносил свою лепту в общее дело достижения рекордных показателей.
«Умели ребята работать!»
Став со временем начальником участка, он с головой окунулся в организаторскую работу, где приходилось «пробивать» заявки, доставать материалы и оборудование, а порой и стучать кулаком по столу, чтобы снабженцы обратили внимание на участок, нехватку самого нужного инструмента. Ещё сложнее были инженерные вопросы, обслуживание, монтаж и перемонтаж очистного комплекса из лавы в лаву. «Вот где нужны были смекалка, находчивость, — говорит Леонид Васильевич. — До сих пор не верится, что перемонтаж комплекса мы делали за девять дней, а время от угля и до угля занимало всего две декады. Умели ребята работать!».
Два миллиона за год
Справились они и со стратегической задачей — добывать на участок миллион тонн угля за год. Причём сделали это одними из первых в Кузбассе, поддержав авторитет шахты им. С.М. Кирова — старейшей на Ленинском руднике, но способной к обновлению, взятию всё новых рубежей проходки и угледобычи. Более того, участку Лагутина покорились в 2008 году и два миллиона тонн: знай наших! Тогда это было большое событие. Ещё бы! Два миллиона тонн выдавала на-гора за год средняя шахта Кузбасса, а тут такой объём добыл один участок. Вот на кого надо было равняться. Потому и награды находили героев. Леонид Васильевич стал со временем полным кавалером знака «Шахтёрская слава», а государственную награду — орден Почёта — получил в Кремле из рук Президента России Владимира Путина.
На общественном посту
Такие люди даже на пенсии не могут сидеть на месте: вечно их что-то волнует, до всего им есть дело. Потому и родная шахта по-прежнему остаётся с ним, несмотря на возраст. Новый пост председателя совета ветеранов для него — не просто почётная общественная должность, а серьёзная работа, куда тоже надо вкладывать сердце и душу, отдавать ей время и силы. Да и разного рода проблем, бытовых вопросов у ветеранов хватает, когда нужен не только совет, но и реальная помощь. Леонид Васильевич и с этой задачей справляется, как привык за годы работы. Разницы особой нет, ведь работать надо, как прежде, в основном с людьми, а он это умеет. Так что по-прежнему в строю наша шахтёрская гвардия. И пожелать ей хочу таких же успехов на общественном поприще, каких добивались в шахте. Одно без другого не бывает!
Виктор ЗВЯГИН.
Краевед.
Фото из личного архива Л.В. Лагутина.