Есть ли в нашей жизни то, что по силе своих эмоций и ощущения всеобъемлющего счастья превосходит тот момент, когда рождается ребёнок? Да, его сопровождают физическая боль, а порой и длительные муки женщины, но как прекрасен тот миг, когда она слышит первый крик своего младенца! И как счастлив в эту минуту тот, кто принимает его на руки, сколько бы раз он уже не делал этого прежде. Акушер – вечная медицинская профессия на Земле. Покуда живо будет человечество, оно будет нуждаться в ней, даже если победит все до одной болезни.

Татьяна Семёновна Краснова работает в роддоме ленинск-кузнецкой городской больницы №1 уже 40 лет, 38 из них – акушеркой родильного зала. Сколько детей появилось на свет в её дежурства, она даже не может представить. Знает только, что их мамы жили и живут в нескольких городах и окружающих их районах: в Ленинске-Кузнецком, Полысаеве,  Белове, Гурьевске… Сами же крохотные мальчики и девочки, когда-то первыми принятые в родах Татьяной Семёновной, уже давно выросли и наверняка разлетелись по всему белому свету. Но их ряды продолжают стабильно пополняться: таких опытных специалистов, как она, ценят на вес золота.  При этом, как говорит заведующая роддомом Н.Н. Гончарова, Татьяна Семёновна – не только профессионал с большой буквы, она по-настоящему счастливый человек, потому что очень любит свою работу и всегда приходит на неё с хорошим настроением. «Это прекрасная наставница для молодых и умудрённая жизненным опытом женщина, которая найдёт подход к любой из наших пациенток. Универсальный человек, — заключает Наталья Николаевна,  — таких уже не рожает земля…»

А между тем, история появления на свет самой Татьяны Семёновны удивительна. Наверное, по современным меркам можно даже предположить, что она могла бы окончиться весьма трагично. Но, во-первых, даже для того времени – середины XX века – такое явление в каких-то отдалённых от цивилизации местах всё ещё оставалась вполне обычным. А во-вторых, видимо, у кого-то свыше были на неё совсем другие планы…

Уральский зимородок в Сибири

Это было на Урале, в одной из деревень огромного Пермского края. У Марины и Семёна Плотниковых студёным зимним днём односельчане собрались на помочь (так называлась форма взаимопомощи в деле, требующем большого количества рабочих рук), чтобы напилить и наколоть  дров на всю зиму. Тем временем у хозяйки дома, бывшей на сносях, начались схватки. Все случилось так стремительно, что муж даже не успел довести её до саней, впряжённых в лошадь. Родила Марина дочь, по сути, на снегу, и отец сам перевязал новорожденной пупок. Её завернули во что-то подручное, занесли в избу и положили на русскую печку под бочок к слепой бабуле. «А мамочка моя пошла кормить людей: куда деваться было, когда полный дом народу», — с улыбкой и лёгкой грустью вспоминает Татьяна Семёновна. – Меня же потом так и звали все – зимородок…»

И хотя на самом деле легенду о том, что зимородки высиживают птенцов в период зимнего солнцестояния, учёные давно опровергли, было тогда в таком прозвище нечто символическое для маленькой Тани. Ведь по-иному зимородка называют синей птицей счастья, и в будущем девочке удалось её поймать и удержать. Но интересен в этой истории ещё и другой факт. Несмотря на то что родители привезли Таню в трёхлетнем возрасте в Сибирь, ставшую для неё для неё впоследствии родной, до сих пор она чувствует зов тех мест, в которых родилась. «Если мне бывает очень плохо на душе, я собираюсь и еду в Пермь, — рассказывает Татьяна Семёновна. – Порой мне достаточно провести там всего лишь несколько часов, как у меня начинает восстанавливаться равновесие…»

В 1961 году Плотниковы приехали в село Ариничево Ленинск-Кузнецкого района. Там было много их земляков-переселенцев, поэтому улицу, на которой все они селились, старожилы назвали «пермяцким краем». В общей сложности у новосёлов родилось пятеро рябятишек, так что второй по счёту дочери Татьяне, как она сама говорит, «доставалось». Мама работала сначала на колхозной молоканке, потом в родильном отделении животноводческой фермы. Папа растил в поле хлеб – он был трактористом. А она нянчилась с младшими сёстрёнками и братишкой, справлялась с заботами по дому, огороду и хозяйству.

Окончив школу, собралась было девушка учиться в Пермском педагогическом институте. Поступила, месяц проходила на лекции и… Оставила записку тёте, у которой жила, и уехала домой. На вопрос, что же так тянуло её в родные края, Татьяна Семёновна отвечает, что очень уж сильно скучала по родным, да и тяжело ей приходилось в огромном городе. Но, как выясняется чуть позже, тут она чуть-чуть слукавила – была и ещё одна очень веская причина: незадолго до её отъезда вернулся из армии ариничевский парень Иван Краснов – ни больше ни меньше первая любовь Татьяны. И, забегая вперёд, скажу, что длится она всю её взрослую жизнь – вот уже 45 лет счастливого супружества. Кстати, вот ещё одно интересное совпадение: зимородки – птицы моногамные…

Удивительно, но именно после того, как Татьяна вышла замуж и родила первенца Сергея, начался и её путь к акушерству. После декретного отпуска она не стала возвращаться на КСК, где работала ленточницей, а поступила в Ленинск-Кузнецкое медицинское училище. Окончив же его, устроилась работать в роддом горбольницы №1, где, как уже известно, и трудится до сей поры. При этом решение стать медработником, как выясняется, было принято абсолютно случайно. Просто однажды в руки Татьяны попалась районная газета «Знамя труда», в которой опубликовали объявление о наборе на подготовительные курсы медучилища…

Выбрав специальность «Акушерское дело», Татьяна старательно начала изучать теорию и практику, и что интересно, ей не мешали в этом ни семья, ни малыш. Более того, она ещё и занималась общественными и профсоюзными делами, ездила на студенческие слёты. Словом, всё успевала, а муж всегда её понимал и во всём поддерживал. И думается, такой ритм жизни был вполне по её энергичной и неуёмной натуре, которую, как это видно и по сей день, ничуть не изменили ни годы, ни время. Общительная, позитивная, с улыбкой, которая светится, кажется, в самих её глазах, она запоминается с первой встречи с ней, поэтому неудивительно, что сегодня её знают не только бывшие пациентки роддома, но и их родные как в городе, так и по всему району. Кстати сказать, по месту жительства Татьяна Семёновна так и осталась селянкой – вот уже много лет семья Красновых живёт в посёлке Восходящий, а глава семьи  и сам уже давненько работает водителем в горбольнице №1.

Синяя птица счастья

Своего второго сына, Максима, Татьяна Семёновна родила уже в своем родном роддоме и в декретном отпуске с ним просидела всего лишь девять месяцев. Вот с тех пор она и работает непосредственно в родзале, куда её перевели из «детства», где поначалу была медсестрой. До сих пор опытнейшая акушерка помнит, как ей пришлось принимать самостоятельно первые роды: говорит, и поплакать успела, и напереживаться, но за одну смену всему научилась. А пациенткой оказалась родственница её одноклассницы. С тех пор принимать детей у родных и знакомых стало для неё не исключением, а правилом.

Каких только родов не было в профессиональном багаже у Татьяны Семёновны: у женщин, которых она когда-то тоже принимала в свои добрые и умелые руки; многочисленные — у одной и той же мамочки;  труднейшие с осложнениями;  у малолетних пациенток и т. д. Но за каждыми из них, даже за теми, которые проходили «как по нотам», всегда стояли и стоят большое моральное и физическое напряжение, огромная ответственность и готовность в любой ситуации принять единственно верное решение. С учётом того что в 80-е годы прошлого века за смену появлялись на свет по 7-10 новорожденных (рекорд – 12!), можно лишь догадываться о том, с какими стрессовыми нагрузками приходилось сталкиваться Татьяне Семёновне и любому из её коллег, когда от них зависят сразу две жизни. Но не зря ведь сама она говорит, что в акушерстве нельзя работать одному – там должна быть слаженная команда,  иначе толку не будет. И в её родном коллективе она есть.

Сейчас и времена, и трудности в работе совсем другие, и младенцев рождается гораздо меньше, но Татьяна Семёновна искренне сожалеет об этом. Видя, как совершается это величайшее таинство на земле, она и сама вновь и вновь испытывает сильнейшие эмоции и чувства. Но их апогей, признаётся Татьяна Семёновна, пришёлся на то самое мгновение, когда на её руках оказался самый первый внук. А всего их у Татьяны Семёновны и Ивана Ивановича уже семеро, в том числе и от племянницы Катюши, которая стала для них настоящей дочерью. И шестерых из них приняла родная бабушка, которая в этот волнительный и ответственный момент по воле судьбы всегда оказывалась на дежурстве!

О чём мечтает героиня моего повествования сегодня? Попробуйте угадать! Конечно же, дождаться правнуков. Вот приму, говорит, тогда уже и дома буду сидеть! Видимо, действительно ей так на роду написано – приносить людям счастье, как той самой синей птице – зимородку…

Наталья АРТЁМКИНА.

Фото автора.

admin
mail@ria-leninsk.ru