Редко встретишь такого человека и труженика, который бы всю жизнь отдал одному предприятию. А вот Николай Вениаминович Емельянов как пришёл в своё время на шахту имени 7 Ноября, так здесь и остался: вся его трудовая биография связана с этим угольным производством, без которого шахтёрский Ленинск-Кузнецкий и представить невозможно. К сожалению, недавно он ушёл из жизни, но память об этом замечательном человеке и шахтёре остаётся с нами.
На улице Приречной
Недаром наше поколение говорит с гордостью: «Все мы родом из СССР!». Вот и Николай Вениаминович родился за месяц до Дня Победы, в историческом для всех нас 1945 году. Всё его детство прошло на улице Приречной, что находилась в районе шахты имени 7 Ноября — тот район издавна называли Ивановкой. В большой семье Емельяновых подрастали один за другим семеро ребятишек, и ютились они вместе с родителями в полуподвальном помещении — землянке, если говорить языком того времени. Тогда у большинства рабочих семей были такие же бытовые условия: жилось тяжело, но люди верили в завтрашний день и строили его как могли, как умели. И неважно, что была в такой землянке всего лишь одна комната и печка из кирпича, да ещё двухъярусные самодельные кровати, чтобы ребятам было где спать. Один-единственный стол служил местом и для приёма пищи, и для выполнения домашнего задания из школы. Главное, что дети и взрослые знали: это сегодня так — завтра будет по-другому.
От школьных тетрадок
Учился Коля с другими детьми в школе №37, которая располагалась вблизи современного здания, но была деревянной и отапливалась собственной кочегаркой. Он переходил из класса в класс, отличаясь аккуратностью и прилежанием: учителя хвалили смышлёного мальчугана, знавшего толк в математике, физике, других предметах. Летом, на каникулах, отдыхать было некогда. Обрабатывали картошку, которую садили на огороде и в поле. Держали скотину, за которой нужно было постоянно ходить, заготавливать на зиму сено. Пожалуй, единственной отдушиной для ребятишек была рыбалка. А рыбы в то время на Ине, отличавшейся крутым нравом и полноводностью (она была намного шире), водилось видимо-невидимо. Пропадали там, если позволяли родители, с утра и до вечера: свежая уха всегда была в радость!
Косая сажень в плечах
Чтобы не быть обузой для родителей, многие молодые люди заканчивали семь классов и шли работать в 15-летнем возрасте: учениками слесарей, токарей, электриков, монтажников. Так с юных лет становились специалистами своего дела, познавая премудрости профессии на практике. Большинство училось очно или заочно, продолжая образование. Так и Емельянов, по примеру многих друзей, устроился после школы на шахту имени 7 Ноября — слесарем на поверхности. Ведь от природы он был сильным, здоровым человеком, о таких говорят: косая сажень в плечах. Параллельно окончил школу рабочей молодёжи, и с хорошими отметками. Хватало у него времени и на занятия спортом: выполнил норму кандидата в мастера спорта, став заядлым велосипедистом. А ещё он увлекался лыжами, ходил на бокс, полюбил борьбу, занимаясь у наших известных тренеров Немчанинова и Петина. Поэтому и к службе в рядах Советской армии был готов, как говорится, на все сто.
И вернулся на «Семёрку»
До призыва он отработал на шахте более двух лет, и в 1964 году надел армейскую форму. Три года служил Емельянов на офицерской должности аэрофототехником, что тоже стало для него в жизни хорошей школой. А после армии отучился на водителя, работал в автоколонне №1337 и завёл семью. Более полувека прожил он счастливо со своей ненаглядной супругой Галиной Александровной, воспитав детей и радуясь внукам. Но шахтёрская жилка всё равно взяла своё: вернулся Николай в начале 70-х на «Семёрку», ставшую родной. У него многие родственники работали на шахтах объединения «Ленинскуголь», потому он и решил, собрав семейный совет, продолжить эту династию. Начинал горнорабочим, а затем, уже освоившись, стал комбайнёром на добычном участке.
Его первая бригада
В 70-е годы были очень популярны комсомольско-молодёжные бригады, причём во всех отраслях, не только в угольной. Родилась такая идея и в объединении «Ленинскуголь»: пусть будут бригады у нас! Одну из первых сформировали на шахте имени 7 Ноября, и возглавить её доверили именно Николаю Емельянову. Как показало время, оказались правы. Его бригада с комсомольским задором выдавала на-гора рекордные тонны чёрного золота, а наградой для вожака этой производственной ячейки стал знак ЦК ВЛКСМ «За трудовую доблесть». Потом было много других наград («Шахтёрская слава», серебряная медаль ВДНХ и знак победителя соцсоревнования, юбилейные медали Кузбасса), но эту, самую первую, он ценил особо: как почин и напутствие на новые трудовые достижения. А их у него было впереди ещё немало.
Из лавы — на-гора!
На рубеже 70-80-х годов передовые коллективы угольной отрасли добывали, как правило, по полмиллиона тонн угля за год — миллион казался тогда просто недосягаемой вершиной. Но с приходом новых очистных мехкомплексов и модернизацией конвейерных линий такая задача оказалась вполне по плечу. И первой на руднике с ней справилась бригада Емельянова с шахты имени 7 Ноября, добывшая за 12 рабочих месяцев (с августа 1982-го по август 1983 года) из одной лавы по пласту «Полысаевский-2» ровно один миллион тонн кольчугинского топлива. Причём такой трудовой подарок был сделан как раз к Дню шахтёра, что нашло своё отражение в многочисленных фотоснимках, на которых был ярко запечатлён как сам Николай Вениаминович с символической глыбой чёрного золота, так и его замечательная бригада.
Опыт и знания
Конечно, такой успех был бы невозможен без вклада в общее дело всего коллектива шахты — и руководства, и инженерно-технического состава, и вспомогательных служб. За тоннами угля всегда стоят конкретные люди, настоящие специалисты, знающие, как поднять на-гора и миллион тонн, и даже больше. Это директора шахты в разные годы Геннадий Васильевич Харитонов и Иван Николаевич Мазько, начальник участка Иван Александрович Загорулько, а также знаменитый бригадир, Герой Социалистического Труда Алексей Тихонович Попов, ставший для Николая Вениаминовича надёжным наставником. Но Емельянов и сам старался повышать свой образовательный уровень: он заочно окончил горный техникум, всегда был в курсе того нового, что происходит в угольной отрасли страны. Наверное, потому и на пенсии не смог находиться дома: работал мастером производственного обучения в ПУ-38, передавая будущим горнякам, своей смене, опыт и знания.
За что всегда уважают
Поистине звёздным стало для него участие в президентском приёме, который проходил в 2017 году в Москве в честь 70-летия Дня шахтёра. Такое признание заслуг знатного горняка надо считать самым почётным. А в жизни Николай Вениаминович всегда оставался очень скромным, приветливым и дружелюбным, всегда готовым помочь словом и делом. Недаром в течение многих лет он активно занимался общественной работой. Был членом лекторской группы в городском совете ветеранов, совместно с педагогами горнотехнического техникума участвовал в обучении, воспитании будущих горняков. К нему всегда относились с большим уважением, потому что он был примером во всём. Много читал, путешествовал по нашей стране и бывал за рубежом, ко всему подходил с юмором. Построил дом на селе, обустраивал вместе с детьми и внуками это семейное гнездо, вкладывая в него, как и всегда по жизни, всю энергию, знания, умения и силы. Потому и в истории города останется имя этого труженика и созидателя, ставшего символом шахтёрского Ленинска-Кузнецкого.

Виктор ЗВЯГИН.
Пресс-центр городского совета ветеранов.
Фото из семейного архива.

admin
mail@ria-leninsk.ru