В это воскресенье у службы дознания юбилей. Ровно 40 лет тому назад в нашей стране было создано это специализированное подразделение. Несмотря на столь значительный возраст, мало кто из ленинск-кузнечан знает, чем конкретно занимается этот отдел. А ещё примечательно, что в дознании частенько трудятся представительницы прекрасного пола. И одна из них – старший дознаватель отдела дознания межмуниципального отдела МВД России «Ленинск-Кузнецкий» капитан полиции А.А. Бодрова.
«Если вы думаете, что работать дознавателем легче, чем следователем, то вы глубоко заблуждаетесь, – пояснила мне Арина Александровна. – Тут гораздо тяжелее. Сроки расследования дел у нас вдвое короче. Если следователю даётся два месяца, то у нас всего 30 дней».
Сразу же капитан полиции опровергла и расхожее мнение и о том, что работа в дознании непыльная и занимаются они лишь «мелочью», типа хулиганства: «Мы работаем по разным направлениям. И по наркотикам, и по оружию и даже по покушениям на убийство, — перечислила она. – Это те же самые статьи Уголовного кодекса, что и у следователей, только первая и вторая их части, небольшой и средней тяжести, и где срок наказания не превышает пяти лет свободы».
Сегодня отдел дознания, в котором, кстати, трудятся 22 женщины, расследует примерно половину преступлений, совершаемых на территории нашего города, а также соседнего Полысаево. И каждое из них – это настоящий мини-детектив. Взять хотя бы банальный, на первый взгляд, случай кражи сетевого кабеля с чердаков многоэтажек, расследованием которого занималась Арина Бодрова. Несколько дней оперативники сидели в засаде, чтобы поймать воришку, лишавшего горожан Интернета и телевидения. И когда, наконец-то, к делу подключился опытный дознаватель, выяснилось, что это не единственный его эпизод. «Мужчина рассказал, что до этого он совершил ещё две кражи», — говорит капитан полиции. Поведал незадачливый жулик и о том, куда сбыл он награбленное добро.
Самое сложное, по словам Арины Александровны, — это всё-таки процесс доказывания по уголовным делам, потому что во главе угла всегда должна быть беспристрастность и объективность. «Как таковых приёмов общения с потерпевшими и подозреваемыми нет. Как правило, базируемся на личном опыте и опыте коллег, — делится секретами дознаватель. – К каждому человеку пытаемся найти свой подход. Так, что отчасти мы здесь ещё и психологи».
Усложняет работу дознавателям и то, что в российском законодательстве постоянно происходят изменения, которые необходимо отслеживать и учитывать. А ещё с недавних пор страдникам службы дознания иногда приходится приезжать на судебные заседания по тем уголовным делам, которые они вели. Как пояснила моя собеседница, преступник нынче пошёл ушлый, вертлявый, в общем непостоянный, как барышня кисейная: «Сначала, в кабинете он мне одни показания даёт, а потом, когда дело доходит до суда, начинает придумывать новые истории, — объясняет Арина Александровна. – Причина понятна всем. Во-первых, не хочется на зону ехать. Во-вторых, один день, проведённый в СИЗО, считают за полтора тюремных дня. Такая вот простая арифметика».
«Сложно тут у вас. Не думали сменить работу?», – спрашиваю я. «Нет, конечно! Я ведь с таким трудом сюда устроилась», – ответила моя собеседница. Прежде чем Арина осуществила свою детскую мечту и пришла на службу в отдел дознания, трудилась она совсем в далёкой от полиции сфере – культуре. «Когда то давным-давно мой отец работал в Ленинск-Кузнецком ОВД – дознавателем, — вспоминает она. – Помню, как мы с мамой, когда у неё был выходной день, ходили встречать его со службы, а потом все вместе шли гулять».
Наверное, тогда в детские годы в Аришкиной голове и зародилась мечта пойти по стопам своего папы. Не сразу удалось воплотить её в жизнь. Сначала получила высшее образование. И только после того, как в 2016 году Арина окончила юрфак Кемеровского института им. Г.В. Плеханова всё-таки смогла устроиться на работу, о которой грезила с детства. Интересуюсь: «А как же муж, дети. Как они восприняли вашу новую профессию?». «Вы удивитесь, но очень хорошо. У меня замечательный супруг, который меня всегда поддерживает. А о детях и говорить нечего, они у меня молодцы. Понимают всё с полуслова». С большим уважением к Арининой службе относится и её вторая мама — свекровь. И если служебный долг вынуждает дознавателя остаться на работе допоздна, Галина Александровна всегда выручит. Она как опытная мама и бабушка не понаслышке знает, что для Арины порядок – превыше всего.
Марина Левкович.
Фото автора.
16 октября – День образования службы дознания в системе МВД России.
Служба дознания в органах внутренних дел лишь официально считается самой молодой. Термин «дознание» в Российском уголовном судопроизводстве появился еще в 1864 году. В советские времена так стали называть разновидность расследования преступлений и проводить дознание поручали представителям разных служб — оперативникам и участковым.