14 января Ольга Кирилловна Филимоненко будет отмечать свой 90-летний юбилей. Её без преувеличения можно отнести к той категории людей, о которых говорят — возраст им к лицу. Задорная, веселая, с прекрасным чувством юмора, она по-прежнему не утратила интереса к жизни, и всё потому, что скучать, как говорит Ольга Кирилловна, ей попросту некогда…
По маршруту №11 пешком
Таких людей, как Ольга Кирилловна, всегда будут называть по имени-отчеству. Статная, подтянутая, с очаровательной улыбкой на лице, как-то не вяжется с ней понятие «бывший сотрудник правоохранительных органов». Хотя на заслуженном отдыхе она уже не один десяток лет. «На работу в милицию в отдел делопроизводства устроилась почти сразу после школы, в 1952 году, — вспоминает ветеран труда. – Но сначала целый год трудилась я телефонисткой на заводе «Кузбассэлемент»». Тогда районное отделение милиции, куда приняли на работу молодую неопытную Ольгу Литвинову (девичья фамилия) находилось в районе улицы Дворцовая в одноэтажном деревянном здании. «Мой отец очень гордился мной. Он так и говорил: у нас в посёлке только две девушки в люди выбились, и одна из них — это ты!», — улыбнувшись, сказала моя собеседница.
Ольга Кирилловна — ребёнок войны. Семья Литвиновых — Кирилл Антонович, Анастасия Афанасьевна и дети — перебрались из Белоруссии в Ленинск-Кузнецкий район ещё в далёком 1933 году. Небольшой посёлок Красная Поляна, который расположен неподалеку от Лапшиновки, стал для них вторым домом.
Когда началась война, восьмилетняя Оля, самая младшая в семье, только пошла в первый класс. Сначала училась в школе неподалёку. После, окончив «началку», грызть гранит науки перешла в школу-интернат №5, находившуюся в десяти километрах от её родного дома. «Мне в то время едва тринадцать исполнилось. А автобусов тогда было раз-два и обчёлся, не то, что нынче. Чтобы добраться до города приходилось каждый день «включать» маршрут номер 11», — смеётся Ольга Кирилловна, и, видя моё недопонимание добавила: «Это я, так шутя, называла железнодорожный путь, по которому нам почти ежедневно приходилось ходить пешком в школу».
Там-то, на ж/д путях, однажды, и произошла трагедия, во время которой одной из девочек поезд перерезал обе ноги. Конечно, об этом трагическом случае тут же узнали в школе. До сих пор помнит Ольга Кирилловна и то, как педагоги после этого инцидента долго беседовали с учениками, объясняя им, что железная дорога не прощает оплошностей.
Судьбоносный перевод
Жили Литвиновы после войны как все, трудно, но не без радости. Вот и Ольга, окончив семь классов, рассчитывала поступить в восьмой. Да не получилось. Тогда в начале 50-ых годов в большинстве школ Советского Союза было введено семилетнее обучение. Те же, кто хотел продолжить учёбу, должны были платить по 150 рублей в год. «А я очень хотела учиться», — вздохнув, сказала Ольга Кирилловна. Когда дома она рассказала о своей мечте родителям, отец, ответил ей, не задумываясь: «Где ж мы столько денег возьмём, доча?».
«Вот так мне пришлось отказаться от идеи продолжить учёбу», — подытожила она.
Это уже потом, спустя несколько лет, будучи сотрудником правоохранительных органов, она окончит школу рабочей молодёжи, а затем из районного отделения милиции её как ответственного и добросовестного работника переведут на службу в горотдел.
Не знала ещё тогда Ольга, что тот перевод будет судьбоносным. И будучи на службе в апреле в 1958 году она познакомится со своим будущим супругом Геннадием Филимоненко, который, отслужив срочную, придёт в отдел милиции получить новый паспорт.
Не смог устоять молодой человек перед изящной, похожей на статуэтку балерины, красавицей Ольгой, и летом этого же года сделал ей предложение, от которого девушка не смогла отказаться. «Гена очень красиво за мной ухаживал, да и я к нему тоже была неравнодушна», — опустив глаза, говорит моя собеседница.
В апреле 1959 года в семье Филимоненко на свет появится долгожданный первенец, которого они назвали Павлом. А ещё ровно через три года у молодой четы случится очередное пополнение — дочка. Что интересно, Татьяна с Павлом родились в один и тот же месяц, только с разницей в один день. «Я Павлика 18 апреля родила, а Танюшу – 19-го, — с ностальгией в голосе вспоминает Ольга Кирилловна. – Уж не знаю зачем, но уговорила врачей записать дату рождения Татьяны не 19-го, а 18 апреля. Теперь вот мои детки отмечают дни рождения в один и тот же день».
Из Чимкента в Ленинск
На работу в Чимкентский лагерь усиленного режима, где содержались мошенники «высшей пробы» — фарцовщики, спекулянты, фальшивомонетчики, Ольга Кирилловна попала неслучайно. Обстоятельства сложились так, что их семья в 1966 году переехала в Казахстан. Не растерялась Ольга, оказавшись вдали от родного дома, и отправилась устраиваться на работу в близкое, как казалось ей, по духу учреждение. А уж в отделе кадров исправительно-трудовой колонии, глянув на её послужной список, не задумываясь, предложили вакантное место инспектора в спецчасти. Работы, особенно бумажной, было много и она, конечно же, кардинально отличалось от той, которую Ольга привыкла выполнять. Ей приходилось не только оформлять и вести личные дела заключенных, но и общаться с ними, выяснять, какая помощь им необходима.
Поскольку плохо Ольга Кирилловна работать не умела, то и здесь, как говорится, ходила в передовиках. А пока она с утра до ночи пропадала на службе, ей по хозяйству помогала дочь, которой тогда едва исполнилось семь лет. «Мама у нас человек строгий и принципиальный, — присоединилась к нашей беседе Татьяна. – У неё всё и всегда должно быть разложено по полочкам. Представляете, её даже заключённые боялись».
«А ведь, что было, то было, — смеётся Ольга Кирилловна. – Уж и не знаю, откуда они узнали, что я бывший сотрудник милиции. Но именно этот факт сыграл решающую роль в наших отношениях. Сами понимаете, какой контингент отбывал срок в этом лагере, так что спуску я им не давала».
Спустя несколько лет Филимоненко решили вернуться в родной Ленинск-Кузнецкий. И вместо того, чтобы снова пойти в правоохранительные органы, Ольга Кирилловна, которая окончила курсы бухгалтеров, устроилась бухгалтером-ревизором в жилищно-коммунальное хозяйство, где и проработала до начала 80-х годов. Следующим её местом работы стала шахта «Завьяловская» Тогучинского района Новосибирской области. Оттуда в 1997 году ветеран труда и ушла на заслуженный отдых, чтобы всецело посвятить себя внукам и правнукам. «А я, наверное, ведь самая богатая бабушка, — улыбаясь, говорит она. — У меня два внука и две внучки. Правда, сейчас они взрослые, самостоятельные люди. Но зато у меня целых пять правнуков!».
Когда появилось больше свободного времени, Ольга Кирилловна стала увлекаться закаливанием. Дочь Татьяна уверена, что это неспроста: «Мама всегда тяготела к здоровому образу жизни. В молодости, когда работала в милиции, принимала участие в городских соревнованиях: бегала, играла в волейбол. Не один раз она поднималась на пьедестал почёта».
И сегодня Ольга Кирилловна отдыхает мало. По-прежнему старается что-то организовать, помочь родным. Благодарна она своим близким за то, что и они не обходят её стороной. Вот и на юбилей снова соберутся все вместе. И обязательно будет музыка, и тёплые, трогающие за душу слова…
Марина ЛЕВКОВИЧ.
Фото из личного архива О.Г. Филимоненко.