С 1 января этого года Пенсионный фонд и Фонд социального страхования объединились в Социальный фонд. Вначале нам, обычным гражданам, не до конца было понятно, зачем из двух организаций, причём никак не зависимых друг от друга, делать одну сложную структуру. Но уже по итогам первых двух месяцев работы можно сказать, что смысл в объединении однозначно был. И об этом в интервью «Городской газете» рассказал заместитель управляющего отделением СФР по Кемеровской области – Кузбассу Тарас БАШКИРОВ.

— Новый объединенный Социальный фонд теперь отвечает за огромный объем мер поддержки населения. Тарас Валентинович, скажите, были ли какие-то сложности в переходный период? И что изменилось в обслуживании граждан после объединения двух ведомств?

— На протяжении последних 30 лет система социальной защиты и страхования в России последовательно изменялась и совершенствовалась. По линии ПФР граждане получали пенсии, социальные выплаты, материнский капитал, пособия и выплаты на детей. Фонд социального страхования, в свою очередь, предоставлял гражданам больничные и пособия, родовые сертификаты, технические средства реабилитации, путевки на санаторно-курортное лечение.

Объединение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования предусматривает полную преемственность всех выплат, услуг и обязательств, которые находятся в компетенции двух фондов. Оно направлено на повышение качества обслуживания, более быстрое и удобное оформление мер поддержки. Объединение снижает административную нагрузку на бизнес и расширяет категории граждан, обеспеченных социальным страхованием.

Если объединить все услуги, которые раньше оказывали ПФР и ФСС, то их получится более 100. Сейчас количество выплат увеличилось, поскольку Социальному фонду России переданы новые меры поддержки, например, единое пособие на детей и беременных женщин, выплата на первого ребенка до 3 лет.

За услугами можно обращаться в 36 единых офисов клиентского обслуживания. В Кемеровской области они созданы на базе точек приема граждан Пенсионного фонда. Получатели услуг единого фонда подают заявления и получают консультации по адресам, которые можно найти на сайте СФР. В Ленинске-Кузнецком клиентская служба СФР находится по адресу: ул. Пушкина, 21а.

— С какими изменениями после объединения столкнулись работодатели?

— Результатом объединения фондов стало снижение административной нагрузки на работодателей. Раньше работодатели формировали отдельные отчеты по каждому виду страхования и отдельные платежи, предоставляя отчетность как в ПФР, так и в ФСС. Чтобы существенно упростить процедуру уплаты страховых взносов, ввели единый тариф. Благодаря этому работодателям достаточно сформировать один расчет и направить один платеж. Форма уплаты не меняется – это по-прежнему платежное поручение для банка.

Помимо единого тарифа страховых взносов и единой формы отчетности работодателей, появилась одна общая форма предоставления информации о работниках, что делает порядок отчетности проще. Также отменена ежемесячная отчетность в ПФР по форме СЗВ-М.

— Как теперь происходит подтверждение предпенсионного возраста?

— Категория предпенсионеров, как и льготы для них, появились в 2019 году. Ранее правом на подобные меры поддержки пользовались только пенсионеры. Большинство льгот носит федеральный характер и возникает за пять лет до нового пенсионного возраста.

Когда предпенсионер обращается за льготой, организация или работодатель делает запрос в СФР и получает ответ в рамках межведомственного взаимодействия. Информационный обмен с работодателями происходит на основе соглашений. Если предпенсионер хочет самостоятельно получить подтверждающие сведения о праве на льготы, он может сделать это через «Личный кабинет» на сайте СФР либо в клиентских службах Социального фонда по месту жительства и в МФЦ.

— Большинство людей осторожно относятся к любым нововведениям. Мы ведь привыкаем к устоявшемуся порядку. Скажите, что стало с льготами после реформирования?

— Все те услуги, которые раньше предоставляли Пенсионный фонд и Фонд социального страхования, после объединения сохранились. Получателям льгот беспокоиться не о чем.

— А что теперь будет с существующими и будущими выплатами? Как-то изменился порядок их начисления?

— Объединение фондов – это упрощение процедуры выплат, а не изменение правил их назначения. Все федеральные меры социальной поддержки можно оформить по единому запросу. Даты доставки пенсий и пособий сохраняются. Размеры пособий — тоже. Граждане продолжают получать в прежние сроки предусмотренные законодательством пенсии и социальные выплаты. И обращаются они по привычным адресам.

— Так или иначе, но сегодня Социальный фонд ассоциируется с электронными сервисами, в том числе и «Госуслугами». Произошли ли какие-то изменения на сайте после объединения двух фондов?

— Сегодня назначение многих мер поддержки уже автоматизировано, и для их получения достаточно только заявления. В большинстве случаев его можно подать дистанционно через свой электронный кабинет. Гражданам доступно более 100 онлайн-сервисов на портале «Госуслуги». Они охватывают практически все направления деятельности фонда, включая пенсии, больничные, социальные выплаты и пособия на детей. Подать заявление на портале можно в несколько кликов. Для получения услуг требуется подтвержденная учетная запись.

Социальный фонд продолжит развивать систему проактивного (уведомительного) назначения выплат и электронные сервисы. В перспективе граждане смогут получать еще больше услуг полностью онлайн, а также меры поддержки без обращения в фонд.

— Какие основные плюсы, касающиеся граждан, вы бы особенно выделили?

— Во-первых, хотелось бы напомнить нашим клиентам, которые привыкли получать консультации и услуги в Фонде социального страхования, что теперь нужно обращаться по адресу клиентской службы СФР. Во-вторых, призываю граждан пользоваться электронными услугами СФР через «Личный кабинет», в том числе на «Госуслугах». Это удобно и не требует траты времени на поездку в клиентскую службу. Для консультирования граждан Социальный фонд организовал единый контакт-центр с телефоном 8-800-100-00-01, который действует круглосуточно. Также существует региональный контакт-центр: 8-800-600-06-19. Здесь специалисты отвечают на вопросы кузбассовцев в рабочее время с 8.30 до 17.30.

— Что можете посоветовать тем, кто решил позаботиться о своей будущей пенсии?

— На встречах с гражданами  наши сотрудники всегда напоминают, что думать о пенсии нужно смолоду, ведь размер страховой пенсии зависит от трудового стажа, размера заработной платы и количества пенсионных коэффициентов. С 2022 года Социальный фонд направил жителям Кузбасса 468 970  проактивных уведомлений о размере будущей страховой пенсии по старости. Такие сведения поступили в «Личный кабинет» на портале «Госуслуги» мужчинам, достигшим 45 лет, и женщинам в 40 лет.

Из уведомления Пенсионного фонда граждане узнали свой страховой стаж и количество заработанных на данный момент пенсионных коэффициентов. Сведения также содержали размер пенсии, рассчитанный по этим показателям. Помимо данных о страховой пенсии, в уведомлении также указан размер пенсионных накоплений.

Проактивное информирование осуществляется раз в три года и позволяет заранее оценить свои пенсионные права, чтобы при необходимости предпринять шаги по их увеличению. Граждане, которые не используют портал «Госуслуги», в любое время могут получить уведомление о будущей пенсии во всех клиентских службах Социального фонда.

Подготовила Марина ЛЕВКОВИЧ.

 Вопрос — ответ

Какого года рождения сегодня те люди, которые выходят на пенсию?

В 2023 году страховая пенсия на общих основаниях назначается тем, кто не обратился за ее назначением в предыдущий период. Речь идет о женщинах старше 1966 года рождения, а также мужчинах старше 1961 года рождения. Также в 2023 году за назначением досрочной пенсии на льготных основаниях могут обратиться кузбассовцы при выполнении требуемых законодательством условий: это длительный страховой стаж (не менее 42 и 37 лет соответственно для мужчин и женщин) или выработка стажа с вредными или опасными условиями труда. Также право на досрочное назначение пенсии имеют многодетные матери, опекун и один из родителей ребенка – инвалида с детства. Для назначения данного вида досрочной страховой пенсии также требуется выполнение определенного ряда условий. Он касается стажа и количества пенсионных коэффициентов. Чтобы оценить свои пенсионные права, жители г. Ленинска-Кузнецкого могут обратиться в клиентскую службу СФР на ул. Пушкина, 21а. Предварительная запись обязательна, так как анализ займет определенное время. Записаться на прием можно на главной странице сайта СФР, а также по телефону 8-800-600-06-19 в рабочее время с 8.30 до 17.30. С собой нужно принести паспорт.

В 2024 году на общих основаниях пойдут на пенсию женщины 1966 года рождения и мужчины 1961 года рождения, то есть в 58 лет и в 63 года соответственно.

Сколько сегодня пенсионеров в Ленинске-Кузнецком?

В городе Ленинске-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе по состоянию на 1 марта 2023 года получают пенсию 40,5 тыс. человек.

admin
mail@ria-leninsk.ru