«Сядь в любой поезд, будь ты как ветер…» — слова этого хита 80-х годов неизбежно всплывают в моей голове всякий раз, когда я жду посадки на перроне вокзала. Путешествие в поезде мне доставляет огромное удовольствие, а однажды я нежданно-негаданно даже прокатилась в кабине электровоза, и впечатления от этого остались в памяти на всю жизнь. Наверное, именно поэтому я так хорошо понимаю ветерана труда Александра Васильевича Ложникова — машиниста электровоза с 40-летним стажем, который не захотел поменять ощущение того самого ветра свободы и красоты за большими окнами локомотива на стул в рабочем кабинете.
Родом из города воинской славы
Саша Ложников вырос в хорошей семье. Его папа, Василий Сергеевич, был военным врачом, прошедшим три войны: финскую — как её коротко называют, Великую Отечественную и советско-японскую. Он был призван в армию в 1938 году, а вернулся домой только в 1946-ом. Но, повзрослев, Александр пошёл всё-таки по стопам мамы, Ольги Алексеевны. Судьба этой женщины тоже была неординарной. Во время Великой Отечественной она несла службу в должности дежурной по железнодорожной станции в городе Туапсе на восточном побережье Чёрного моря. И вот что в год 75-летия Великой Победы о нём писали в СМИ: «Этот небольшой южный город стал неприступной крепостью, о которую разбились орды фашистских захватчиков. На подступах к нему полегло около ста тысяч советских бойцов, он был варварски разрушен немецкими бомбардировками, но врагам не покорился».
Рассказы матери, награждённой медалью «За оборону Кавказа», о том, как нещадно бомбили и сам город, и порт, и железнодорожную станцию, Александр Васильевич запомнил с самого детства. Как и историю о том, что однажды, в 1942 году Ольга Алексеевна, бывшая в то время молоденькой девчонкой, встретилась на станции с заместителем начальника Политуправления Северо-Кавказского фронта бригадным комиссаром Брежневым. Тем самым, который потом возглавил советское государство.
По стальным магистралям путей-перегонов
Родители Александра Васильевича поженились уже после войны, в 1948-ом у них родился первенец Саша. Через два года отца перевели работать в Бурятию, город Гусиноозёрск. Мама и там продолжила трудиться дежурной по станции. Старший сын (у Ложниковых их было двое) часто приходил к маме на работу. «В это время машинисты депо обычно собирались на обед, — вспоминает Александр Васильевич со смехом. — Увидят меня и спрашивают: «Сашка, ты кем хочешь стать?». А я так гордо говорил: «Кондуктором!».
Так или иначе, но после школы-восьмилетки Саша окончил железнодорожный техникум, отслужил в армии в Приморье и, вернувшись домой, устроился помощником машиниста в депо города Улан-Удэ. А уже через полгода экстерном, комиссии при депо, сдал экзамен на права машиниста и начал водить тепловозы. Будучи молодым, времени зря не терял и в 1971-ом поступил на заочное обучение в технологический институт на специальность «Энергоснабжение промышленных предприятий».
«Получив диплом, я три года проработал начальником одного из цехов Улан-Удэнского депо, но понял, что не моё это, и вернулся на тепловоз, — рассказывает Александр Васильевич. — И всю жизнь потом работал на грузовых составах. Предлагали мне, правда, переучиться на пассажирские, но я как-то не решился на это».
В Ленинск-Кузнецкий судьба привела его в 80-х годах по делам семейным: родом из нашего города была супруга Александра Васильевича. И когда её мама тяжело заболела, Ложниковы перебрались сюда. Глава семьи устроился машинистом в локомотивное депо города Белово, подменный пункт которого находился в Ленинске. А через два года снова экстерном (была ещё в те годы такая возможность, замечает он) получил права на вождение электровоза.
«Беловское локомотивное депо в своё время было вторым в Советском Союзе, которое полностью перешло на электрическую тягу, причём сразу от паровозов к электровозам, минуя тепловозы, — рассказывает ветеран. — Мне и сейчас интересен процесс развития железнодорожного транспорта. Старики, с которыми я работал в Бурятии, рассказывали, что в их время норма на паровоз составляла 1500 тонн, и если машинист перевозил 200 тонн лишних, его встречали в Улан-Удэ с оркестром и ему обязательно наливали стакан водки. Последний электровоз ВЛ-10У, на котором работал я, тянул 63-65 вагонов массой до 6200 тонн. А современный «Гранит» тащит состав из 80-85 вагонов весом от 7500 тонн и выше».
Есть в каждом возрасте своё очарование
Работал Александр Васильевич вплоть до 2009 года и уволился лишь спустя 6 лет после выхода на пенсию. Все эти годы он водил грузовые составы до станций Промышленная и Новокузнецк. Перевозил лес, нефтепродукты, рельсы и многое другое, но больше всего, пожалуй, — и это не удивительно -уголь. Перегонял и пустые вагоны под погрузку на шахты и разрезы. Но есть в его личной истории немало и других интересных фактов. Один из них заслуживает особого внимания. Герой моего повествования имеет звание «Почётный донор России». Впервые сдав кровь по воле случая ещё в Бурятии, он потом долгие годы и здесь помогал докторам спасать жизни совершенно незнакомых ему людей.
Уйдя, как говорится, на заслуженный отдых, Александр Васильевич не потерял ни своего оптимизма, ни интереса к жизни. Занимается дачей, но без особого фанатизма: хотя на грядках растут все овощи и есть ягодные и фруктовые кустарники, значительная часть участка засажена цветами, которые так любит выращивать его супруга Галина Михайловна. Вместе с ней, а иногда и в одиночку он много путешествует, неоднократно побывал за границей. Чаще всего летает на самолёте, но не забывает и родной вид транспорта — железнодорожный. Раз в год обязательно ездит на Байкал, где живёт его двоюродная сестра.
Всё это позволяет не только отдыхать, знакомиться с достопримечательностями и красотами в дальних краях, но и совершенствовать свои познания в английском языке. Когда-то на немецком свободно разговаривала его мама. Теперь Александр Васильевич спокойно может объясниться на английском с иностранцами, с которыми знакомится в своих поездках. А началось всё с тонкой книжечки под названием «Читай и говори по-английски», которую, будучи в увольнении во время армейской службы, он вместе с приятелем купил за 27 копеек.
Оценивает ли он профессионализм машиниста, когда едет пассажиром в купе поезда? На этот вопрос бывший машинист второго класса отвечает с улыбкой: «Бывают, конечно, всякие наблюдения, но в основном хорошие. Сегодня машинистов очень хорошо обучают, почти как лётчиков». Думается, это мнение профессионала с богатым стажем было бы приятно услышать тем, кто работает за пультом управления мощных современных локомотивов. Так что, видимо, не всё так плохо в нашей жизни, как кажется многим из нас. И образ жизни такого человека, как Александр Васильевич, его замечательная энергетика и отношение к окружающему миру — ещё одно прямое тому доказательство.
Наталья АРТЁМКИНА.
Фото автора.