На высоте пяти тысяч метров жизнь отличается от той, к которой мы с вами привыкли. В горах всё по-другому. Предгорье небесных этажей утопает в изумрудной зелени и сочной, жирной листве, но стоит подняться чуть выше, всего-то несколько сотен метров, и из одной географической точки попадёте в другую — арктическую зону, где царствуют ослепительный снег и лёд, поселившийся, кажется, тут навеки… и больше ничего. Практически никакой жизни. Не так давно, чуть больше месяца тому назад, спящие беспробудным сном кавказские вулканы — пятитысячники Казбек и двуглавый Эльбрус — проведывал наш земляк, опытный альпинист, горнорабочий очистного забоя шахтоуправления им А.Д. Рубана АО «СУЭК-Кузбасс» Василий Потапенко.
Свою экспедицию в горы Кавказа команда альпинистов из Кузбасса, в числе которой был и наш земляк, опытный горовосходитель, член Федерации альпинизма России Василий Потапенко, посвятила 100-летию отечественного альпинизма. Почти век прошёл с тех самых пор, как 21 августа 1923 года Казбек принял на своей вершине 18 первых советских альпинистов. Группу студентов возглавил профессор Георгий Николаевич Николадзе, он же объединил и подготовил к этому восхождению грузинскую молодёжь.
К слову, Василий Потапенко занимается альпинизмом уже давно. В своё время ему приходилось подниматься на горы Юбилейная, Купол трёх озёр (3556 м). Бывал он и на горе Большой Зуб, высота которой составляет 2047 м, и на вершине Стажёров (3700 м). Штурмовал 180-метровый ледяной Храповский водопад, а также вершину горы Актру.
Идеальный отдых в ванне
Кавказские горы — Мекка для альпинистов. А Эльбрус и Казбек — главные магниты. Вдохнуть в себя воздух альпийских лугов, ненадолго стать частичкой уникальной горной экосистемы мечтают не только опытные горовосходители, но и люди, которые едва ли готовы к тяжким испытаниям.
Неповторимая Северная Осетия хороша в любое время года, но особенно она прекрасна летом, причём настолько, что можно взять любую полоску пейзажа, вставить в рамку и смело вешать на стену. А люди? Какие замечательные здесь живут люди! Душевные, самобытные, гостеприимные.
Почти в середине июля команда, в составе которой были девять кузбассовцев и москвич, зашли в Кармадонское ущелье. То самое ущелье, где 2002 году сорвавшийся с высокогорья ледник Колка погреб под собой десятки строений и унёс жизни более 120 человек. Съёмочная группа кинорежиссёра Сергея Бодрова-младшего была в числе тех самых людей…
Погода благоволила почти с самого начала пути. О такой говорят: лучше и не надо. Синее небо, тёплые травы, яркие хороводы цветов. И, если не брать в расчёт дождь, который прошёл до того, как группа отправилась в горы, всё складывалось вполне удачно. В команде все — альпинисты-разрядники, за плечами которых не одно и даже не два восхождения.
Первый, основной привал — у подножия рядом с термальными источниками. Кармадонские ванны -настоящее чудо природы, они помогают путникам зарядиться энергией. «Из-под земли бьют холодные и горячие родники. В каждой ванне они смешиваются в разных пропорциях, соответственно и температура в них разная: от самой холодной и до кипятка», — вспоминает Василий Потапенко.
Здесь вам не равнина…
Почти сутки провела команда в Кармадонском ущелье, прежде чем отправиться дальше. Всё выше и выше — туда, где, оглянувшись вниз, видишь под собой лишь дымку над долиной, сквозь которую едва виднеются синяя ниточка реки да немыслимые завитушки дорог. На высоте 3,5 тысячи метров у большинства началась отдышка, участилось сердцебиение. «Маршрут у нас был не самый сложный, — говорит альпинист. — Так получилось, что на тот момент только трое из нас чувствовали себя хорошо». И Василий Потапенко был одним из тех, кому повезло.
Но останавливаться никто не собирался. Прорезая тягучую белёсую дымку облаков, они поднимались всё выше. Вот уже словно фантом «прорезается» белый зубец. Для альпинистов это значит одно — преодолели высоту 4000 метров.
Это только на первый взгляд неопытному человеку восхождение на Казбек может показаться лёгким, на самом деле весь поход — сплошная акклиматизация. А порой случается так, что даже бывалым альпинистам не всегда удается штурмовать пик горы. Возможно, виной тому излишняя самоуверенность. «Когда мы были в штурмовом лагере на 4200 метров, я заметил маленькую точку, которая хаотично двигалась по опасному склону. Сразу понял — это человек. Рассказал о своих догадках старшему группы, Александру», — говорит он.
Василий Потапенко не только ведь шахтёр-альпинист, но ещё и доброволец-горноспасатель шахтоуправления им. А.Д. Рубана, у которого видимо есть особый дар — чувствовать беду за версту. Заметив «точку», он старался ни на минуту не упускать её из поля зрения. Что-то внутри подсказывало ему, что человеку нужна помощь. И Василий не выдержал: «Я предложил идти за ним». Товарищи поддержали. Медлить было нельзя: поднимался ветер, поэтому альпинисты тут же организовали связку, прихватили с собой аптечку с медикаментами, баллон медицинским кислородом и отправились выручать товарища.
На коротком «усе»
И вот, цепляясь кошками за испещрённый мелкими трещинами склон, связка альпинистов из Кузбасса и Москвы уже идёт по следам «потеряшки». Как назло поднялся сильный ветер, который сбивал с ног и на расстоянии восьми метров парни даже не слышали друг друга. Стараясь не оступиться, группа спустилась вниз по склону и увидела вырытые в снегу пещеры. Альпинист готовился к холодной ночевке. А ещё спустя несколько минут они встретили уставшего, в обледенелых штанах, мужчину. Будто гора с плеч свалилась: вот же он, живой! «Мы за тобой», — улыбнувшись, сказал Василий и протянул руку.
Это потом, позже, переодев мужчину в сухую одежду и отпоив его горячим чаем, они выяснили, что жизнь Юрия (так его звали) в прямом смысле слова висела на волоске. Из-за солнечной радиации и некачественных солнечных очков у альпиниста из Калуги наступила «снежная слепота», и любой неосторожный шаг мог для него стать последним.
Предварительно прицепив ослепшего альпиниста на короткий «ус» (верёвка), стали спускаться в лагерь. Казалось бы, всё самое сложное позади, но всё равно, когда проходили опасный участок склона, Василий поймал себя на мысли, что оступиться он не имеет права, иначе вся связка упадет вниз в ущелье.
Дважды отказать горе
Спасение калужанина стало первым звоночком к последующей череде событий, которые так и не дадут нашему земляку штурмовать пик Казбека. В ту ночь, когда было запланировано восхождение, единственной в их команде девушке внезапно стало плохо. Высокая температура, хрипы в груди — всё явственно говорило, что это не что иное как «горняшка». Высотная болезнь — вещь коварная, приходит внезапно и так же неожиданно отступает. Кислородное голодание, охлаждение и переутомление (а девушка оказалась в одной связке с самыми сильными опытными альпинистами) привели к тому, что у неё мог развиться отёк лёгких. На высоте болезнь с каждой минутой прогрессировала и нарастала как снежный ком. В один миг, забыв про вершину, Василий Потапенко предложил коллегам свою помощь, и через полчаса вместе с Виктором и Настей они отправились в обратный путь.
Однажды инструктор альплагеря «Актру» Глеб Соколов сказал: «Нужно уметь отказать горе». Эту фразу Василий вспомнил уже тогда, когда их группа из трёх человек оказалась на леднике Майли на высоте 2700 метров и Настя впервые за несколько часов улыбнулась. «Ничуть не жалею о том, что вместе с другими не пошёл на штурм Казбека, — говорит шахтёр. — Я между спасением жизни и восхождением выбрал — жизнь».
А потом был Эльбрус
Переезд от Казбека до Эльбруса не занял много времени. Стратовулканы хоть и расположены вблизи друг от друга, но разница между «пятитысячниками», безусловно, есть. Но даже человеку не знакомому с Казбеком и Эльбрусом хочется на них побывать.
В горах попасть в «окно» солнечной и безветренной погоды дорогого стоит. Не повезло нашим альпинистам, не захотела погода улыбнуться им штилем. Мощные порывы ветра сразу же начали сдувать связки в сторону, будто пытаясь согнать со склона. Но сибиряки оказались упорными. Вот уже и высота 4000 метров пройдена, и до скал Ленца (4500 метров), кажется, рукой подать, а оттуда откроется сногсшибательный вид на обе заснеженные вершины Эльбруса. Кто-то, не выдержав ветра, начал спускаться вниз. Василий с товарищами решил остаться. Так хотелось им побывать на высшей точке Европейских гор! Гор, далёких от тепла, от знакомых пейзажей и человеческой суеты. И только добравшись до скал Ленца и увидев, как облака начинают затягивать гору в белоснежный муар, решили, что судьбу испытывать они не будут. И развернулись обратно… Та же группа, которая шла за ними, осталась. А зря: потом на помощь им пришлось вызывать спасателей МЧС…
Так случилось, что Василию Потапенко не удалось взойти ни на Казбек, ни на Эльбрус, но это ведь, согласитесь, не самое главное в жизни. Важен сам опыт восхождения, а ещё наш земляк в очередной раз убедился, что значит доверять людям, которые идут с тобой в одной связке.
Марина ЛЕВКОВИЧ.
Фото из личного архива Василия Потапенко.
Содействие в организации похода в горы Кавказа Василию Потапенко оказало шахтоуправление им. А.Д. Рубана АО «СУЭК-Кузбасс» в лице директора Виктора Викторовича Климова