Недавно не стало Александра Степановича Суворова. Почётный гражданин города Ленинска-Кузнецкого, неоднократный победитель конкурсов разного уровня, лауреат Международного фестиваля-конкурса им. И.И. Маланина, лучший гармонист Кузбасса – это всё о нём, ярком представителе нашей культуры со стажем работы в этой сфере, составляющем более полувека. Участников народных хоров завода «Красный Октябрь» и Центрального дворца культуры, которыми он руководил долгие годы, можно было увидеть и в концертных залах, и на городских праздниках. А чудесные переливы его гармони до сих пор остаются в душе и сердце каждого, кто хоть раз их услышал.
Истоки творчества
Рассказывая о судьбе такого известного человека, конечно, невольно обращаешься к его детству и юности, ведь именно там всё начиналось. И 80 прожитых им лет вместили в себя столько, что очень трудно охватить всё – придётся сосредоточиться на главном.
Истоки его творчества – в шири полей и лугов, бескрайних берегах величавой реки Томь, пересекающей всю нашу землю Кузнецкую. В месте впадения в неё реки Ажендарка, на территории Крапивинского района, было когда-то старинное село Ажендарово, население которого составляли жители, переехавшие сюда из Центральной России. В семье Суворовых Александр был первенцем. Он родился в октябре военного 1943 года, после него появились на свет ещё четверо братьев и сестёр. Отец был сельским учителем (в самом начале войны он пришёл с фронта домой инвалидом), а мать работала в совхозе. Александр Степанович с грустью вспоминал, как тихими вечерами отец брал в руки гармонь, мама – балалайку, и всем становилось легче на душе…
На родных просторах
Музыка влекла его к себе с детства, но вот поучиться игре на гармони у отца не довелось – фронтовика не стало в 1950 году, когда старшему сыну не исполнилось и семи лет. Пятеро ребятишек – мал мала меньше – были на руках у матери. Саше как старшему приходилось и хлеб дома печь, и кашу варить, и присматривать за младшими братьями и сёстрами. Какая-то небольшая отдушина появлялась летом, когда можно было порыбачить на Томи. Все удочки у него были самодельными, изготовленными ловкими мальчишескими руками. А ещё любили пацаны прокатиться на плотах, которые длинными вереницами сплавлялись вниз по реке из мест лесозаготовок. Причём лес плыл всё лето и осень напролёт: выбирай удобный момент и прыгай на бревно, а там – куда вынесет. Взрослые, конечно, ругались, глядя на такую забаву, но азарт брал своё: разве усидишь на берегу, когда мимо на плоту ребячья ватага проплывает. А ещё не давала покоя отцовская гармонь, одиноко стоявшая на тумбочке и тосковавшая по талантливым рукам, которые вдохнули бы в неё новую жизнь, задушевные мелодии.
Первые мелодии
Однажды в их избушке, стоявшей возле дороги, остановились запоздавшие путники. В то время не зазорно было пускать постороннего человека в дом, особенно если ему нужно было согреться с дороги – места ведь, считай, дикие, таёжные. И один из постояльцев, увидев, как Саша бережно, любовно перебирает кнопочки гармони, заставляя оживать меха, посоветовал матери не жалеть инструмент: чего, дескать, на него смотреть, пусть мальчишка играет. Толк будет – сразу видно со стороны… И с той поры сын уже не расставался с гармонью отца, хотя учиться играть профессионально было негде и не у кого. Пришлось осваивать самоучитель и практиковаться на деревенских свадьбах и праздниках: Сашу Суворова знали и приглашали.
Дарил людям радость
Шли годы, и после школы он поступил в Кемеровское культпросветучилище, которое окончил с отличием. До ухода в армию заведовал сельским клубом, где танцы под его баян заменяли местной молодёжи появившуюся позже дискотеку: любили парни и девчата вместе собраться после кино вокруг гармониста. А там – и до утра недалеко, как распляшутся. Три года службы тоже пролетели незаметно, и вернулся Суворов в родное Ажендарово. Работал в школе, а по вечерам открывал клуб и становился массовиком-затейником. Так он стал душой местной агитбригады, которая ездила с концертами по хозяйствам района, выступая перед животноводами и механизаторами: с нетерпением ждали их и на культстанах, и на летних дойках, и на других площадках, где собирался народ. Словом, творческая жизнь била ключом – весёлый и разудалый гармонист щедро дарил людям радость. А ему улыбалась судьба: в их школу приехала молодая учительница, знакомство переросло в серьёзные отношения, вместе с Валентиной Григорьевной они решили свить своё семейное гнездо. После рождения сына-первенца молодые супруги переехали в Ленинск-Кузнецкий.
Талант организатора
Директор завода «Красный Октябрь» Владимир Иванович Бажанов сразу увидел таланты Суворова: и творческий, и организаторский. Поэтому и предложил Александру Степановичу создать в заводском клубе широкую самодеятельность — чтобы заводчане не только трудились с огоньком, но и могли повышать свой культурный уровень. Сказано – сделано. В клубе сразу образовались творческие коллективы: танцевальный, эстрадный. Работали также кружки по интересам, где дети тружеников предприятия с увлечением занимались музыкой, танцами, художественным чтением, рукоделием – здесь тоже был простор для творчества. В палитре музыкальных инструментов, которые осваивались в клубе, были баян, аккордеон, балалайка, гитара, даже саксофон. Но приоритетом, конечно, всегда была русская народная песня. И хор, созданный Суворовым, получил известность в городе – туда шли многие любители пения, а творческий коллектив насчитывал не менее 50-ти человек. Более того, своя самодеятельность была в каждом цехе завода, устраивали даже соревнования по этой части. И такая цеховая самодеятельность стала примером для других предприятий Ленинска-Кузнецкого.
Кто спел лучше
В середине 80-х годов прошлого века именно на заводе «Красный Октябрь» проводили областной смотр самодеятельного творчества трудящихся. Ведь предприятие к тому времени уже было показательным по этой части, сюда приезжали перенимать опыт организации быта и культурного досуга работников. Хор Суворова, как его везде называли, исполнял «Песню о хлебе», без которой тогда не обходился ни один концерт. И когда оборвалась последняя нота, в зале воцарилась тишина. Это мгновение показалось вечностью, а потом раздались мощные аплодисменты, не смолкавшие несколько минут. Причём люди аплодировали стоя, и вслед за ними встала областная комиссия в полном составе. Всем стало ясно, кто сегодня спел лучше.
В золотой десятке
Александр Степанович проработал в заводском клубе четверть века, а потом руководил народным хором Центрального дворца культуры, который в его бытность стал называться так: народный коллектив хор русской народной песни. Его участники подарили горожанам немало ярких эмоций от общения с нашей традиционной песенной культурой. Знаменитым на всю Россию Суворов стал после своего участия в телепередаче «Играй, гармонь!», где сам Заволокин велел записать его в золотую десятку лучших гармонистов нашей страны. Да и подтверждений столь высокому званию немало – одни награды лауреата и неоднократного победителя всевозможных конкурсов чего стоят. Но главное, что в нашей памяти он остался просто добрым, душевным и замечательным человеком, с которым было приятно общаться. Наверное, в таких подвижниках культуры и живёт душа народа.
Виктор ЗВЯГИН.
Пресс-центр городского совета ветеранов.
Фото: «Ok.ru».