Глядя на открытое, улыбающееся лицо этого молодого парнишки, которому вчера исполнилось 28 лет, просто невозможно поверить в то, что с ним когда-то случилось и что ему довелось пережить. Больше трети из этих лет для него превратились в труднейший путь преодоления, сотканного из жуткой боли,  временами — из полнейшего бессилия и прострации. Но вместе с тем — и из любви к жизни и миру, титанических усилий над собой и веры в то, что он обязательно победит в страшной схватке с жесточайшим ударом судьбы. Эта история – для тех, кто сегодня жалуется на жизнь и пытается отыскать «волшебную пилюлю» от депрессии, неудач и бесконечного плохого настроения. Её герой – Иван Семенов, житель Ленинска-Кузнецкого.

Роковая дата

Как это обычно бывает, шестнадцатилетнему Ване ничто не предвещало беды. Ему посчастливилось родиться в замечательной многодетной семье, и он был очень долгожданным сыном, рождению которого так радовались не только мама и папа, но и три старшие сестрёнки. В детстве с ним не было никаких проблем, вспоминает мама, Елена Ивановна, он был целеустремлённым и стойким по характеру. Много времени проводил с отцом, Евгением Владимировичем, всегда помогал ему (в частном доме работы для мужчин хватает), перенимал навыки, необходимые для строительства, сварки и т. д. Как все мальчишки, живущие на десятом участке, бесшабашно гонял на велосипеде и пинал футбольный мяч.  После окончания девяти классов городской школы №7 поступил в полысаевское профессиональное училище, чтобы освоить профессию бульдозериста.

…Трагедия случилась январским днём с датой, число которой – 13 — для семьи Семеновых стало действительно роковым. В святочные дни первокурсник Ваня отправился с родителями в Салаир, чтобы окунуться в святой источник. Вместе с ними поехал и его друг Степан. Отец был за рулём автомобиля, мама сидела рядом с ним, а ребята – на заднем сиденье. Неожиданно, как это часто бывает зимой, началась метель. Видимость на дороге стала стремительно ухудшаться, Евгений Владимирович сбавил ход, но вскоре в машину Семеновых сзади влетела легковушка. Удар был не очень сильным, оба транспортных средства остановились, и водители начали обсуждать происшествие. Однако немного времени спустя в автомобиль Семеновых врезалась уже фура…

«Мы практически не пострадали. У Степана, слава богу, были разбиты только губы, а всё досталось Ване — у него была сильнейшая черепно-мозговая травма…», — рассказывает Елена Ивановна, каждое слово которой и сегодня даётся ей с огромной душевной болью и слезами  на глазах.

Машины скорой помощи выехали сразу из двух городов, но гурьевская подоспела раньше, чем ленинск-кузнецкая, и увезла Ваню с мамой в местную больницу. Ситуация была критической, но по настоянию родителей из Ленинска вызвали реанимобиль, который доставил Ваню в бессознательном состоянии в Центр охраны здоровья шахтёров, где его срочно прооперировали. Через несколько дней, в его 17-й день рождения, Ваня вновь лежал на операционном столе, а микрохирурги вновь проявляли чудеса своего профессионализма. Однако затем их приговор был страшным: Ване грозила судьба «растения»…

Вопреки всему

Следующие недели превратились в сплошной ад. Сын в состоянии комы находился в реанимации, вся семья была в полушоковом состоянии, а мама всю неделю после произошедшего по ночам не выпускала из рук шапку, в которой Ваня ехал тогда в машине. И все родные постоянно плакали…

А потом, вспоминает Елена Ивановна, она вдруг пришла в себя. «Что я делаю, подумала я, — вспоминает Елена Ивановна. — Вот придёт сын в себя, ему же помощь будет нужна, а я в таком состоянии нахожусь…». И одной ей ведомым усилием взяла она себя в руки. Прорвалась в реанимацию, где матери в конце концов всё-таки разрешили навестить сына, взяла его за ладошку и прошептала: «Ваня, всё хорошо, я с тобой. Если ты слышишь меня, сожми мне руку». И чудо случилось: едва заметно Ваня сжал мамину ладошку и вскоре потом очнулся. В коме он пробыл месяц, ещё столько же провёл в палате интенсивной терапии, где почти безотрывно с ним была и мама. И слово «мама» было единственным, которое он тогда произносил.

После выписки начались минуты, часы, сутки, недели длительного восстановления Вани, от которого к тому времени, как говорит Елена Ивановна, остались лишь «кожа да кости». Заново ему приходилось учиться всему: пить, есть, сидеть, стоять, ходить, говорить, а поначалу – даже дышать… О нём заботились все: папа,  сёстры Яна, Алиса и Елена, бабушки Татьяна Александровна и Мария Фёдоровна. Но самая большая нагрузка, конечно, легла на плечи мамы и Елены: отец много работал, потому что на восстановление сына нужны были деньги, а старшие сёстры к тому времени уже были замужем, им надо было заботиться и о собственных семьях.

С самого начала категорически отказавшись садиться в инвалидную коляску, в апреле Ваня уже ходил. По словам Елены Ивановны, когда это увидели доктора в больнице, они были потрясены и не верили своим глазам. Этот случай из их практики они потом даже описывали в своём медицинском журнале. Ване же через несколько месяцев сделали ещё одну операцию, и пошли уже не недели, а годы его восстановления и реабилитации.  Тому, кто не был рядом с ним, думаю, лишь отдалённо можно представить, какими мелкими шажками он и его родные двигались к каждой крошечной победе Ивана над собой и его недугом.

После случившегося Елена Ивановна сразу же оставила работу в роддоме, где она трудилась санитарочкой. «Мы всё бросили и занялись восстановлением сына, — вспоминает Елена Ивановна. – Нам очень повезло – на нашем пути, и в больницах, и в городском центре реабилитации, и в санаториях, куда мы возили Ваню каждый год, нам встречались в основном только добрые люди».

 

«Мальчик-гвоздь»

Но главная заслуга в восстановлении принадлежит, конечно же, самому Ивану. Сегодня он говорит о том, что у него не было и тени сомнений в том, что с ним обязательно всё будет хорошо. А мама вспоминает, что с самого детства сын во всём был упорным и настойчивым. К примеру, когда вместе с  сестрой Леной он ездил отдыхать в лагерь на Алтае, его называли там «мальчиком-гвоздём» за то, что он дольше всех мог находиться в парилке бани.

Кстати, баню Ваня любит и сегодня. Как и множество других занятий, которым не мешают ни его правая  рука, которая двигается пока ещё с большим трудом, ни доставляющая много проблем правая нога, ни ограниченные слух и зрение, ни другие последствия травмы.  Сегодня он делает то, что может далеко не каждый здоровый человек, не имеющий никаких ограничений двигательной способности.

Иван помогает отцу во всём, что касается окончания строительства нового дома, топит в нём котёл, самостоятельно собрал мебель для своей комнаты и чистит снег во дворе. Он катается на велосипеде и электросамокате, плавает в бассейне и на море, а также стоя на сапе и управляя им с помощью весла. Парень ходит в лес за грибами, с удовольствием проводит время со своими любимыми племянниками, которых у него сегодня пятеро,  умеет плести всевозможные изделия из ивовых прутьев, устраивает пикники и походы с родными и своими замечательными четвероногими друзьями – овчаркой Ральфом и хаски Кай и Элай. Увы, он лишён был возможности получить профессию, но аттестат о среднем общем образовании в училище всё-таки получил.

А ещё  несколько лет подряд Ваня занимается адаптивными видами спорта, и у него есть медали в таких видах спорта, как бочча, дартс, бег, лыжные гонки. Рассказывает его тренер Татьяна Викторовна Ельцова: «У Вани сильный характер, он целеустремлённый, весёлый, дружелюбный, ответственный и всё делает для улучшения своего здоровья. Никогда не ленится, а работает над собой, хочет попробовать себя во всех видах адаптивного спорта, стремится к победе и никогда не сдаётся, не жалуется. У него всегда всё хорошо – вот такой наш Ванечка!».

Кстати, на этом Иван тоже не останавливается. В Интернете он находит самые разные методики восстановления организма, занимается йогой, стоит на гвоздях с помощью специального приспособления и т. д. За всем этим, конечно же, стоит колоссальный труд, и надо понимать, что далеко не каждый день у Ивана бывает столь радужным и счастливым. Но у него есть самое главное – стремление жить, радоваться по любому хорошему, пусть даже пустячному, поводу, постоянно учиться чему-то новому и дарить всем окружающим свою удивительную улыбку. А ещё есть любимая семья и мама, которая всегда рядом  и которую всё произошедшее с сыном научило простой житейской мудрости: никогда не пребывать в негативе и разочаровании, никогда не останавливаться на месте и всегда продолжать движение – как бы трудно это ни было…

Наталья АРТЁМКИНА.

Фото автора.

 

admin
mail@ria-leninsk.ru