Так и хочется крикнуть вслед удаляющемуся параплану: «От винта!». На борту летательного аппарата  два пассажира: новичок и опытный инструктор. У Михаила Бердника это второй полет, а вот Геннадий Макаренков уже и со счета сбился, сколько раз он, подобно птице, взмывал в небо. Глядя на них, дух захватывает и у тех, кто на земле остался…

Одни, видя парящих под облаками парапланеристов, восхищаются их отчаянной смелостью, другие же, напротив, сомневаются в разумности таких полетов, а третьи втайне мечтают повторить этот, казалось бы, безрассудный поступок. Интересно, что таких воздушных ловцов адреналина немало, причем не только среди мужчин. Совершить полет на параплане хотят даже женщины, которым уже далеко за 70.

«Сыночек, я такой восторг испытала!»

Одно из излюбленных мест, куда Геннадий Макаренков нередко приезжает, чтобы в прямом смысле этого слова оторваться от земли, – бывший аэропорт неподалёку от деревни Красноярка. Место удачное: и  направление ветра что нужно, и всё уже давно облетал вокруг, да и, похоже, что местные птицы привыкли к летающим «двуногим» — лишний раз не лезут на рожон. А чтобы разнообразить под ногами местный ландшафт, парапланерист находит людей, которые с помощью техники выкашивают траву на поле в форме незамысловатого геометрического рисунка. Зачем? «Представьте: вы парите в небе, а под вами — не поросшее бурьяном поле, а, к примеру, звезда или снежинка. Ну здорово же!» — сказал он.

Разговорились. Оказалось, что профессия Геннадия очень уж далека от профессии лётчика: в миру он не кто иной, как сисадмин (системный администратор), который отвечает, в том числе, и за работу компьютерной системы. Неувязочка. Работа-то обычная, даже можно сказать, вполне приземленная. Откуда такое «высокое» увлечение? Спорт для Геннадия — смысл его жизни. Причем он не только успевает в небе парить, но и в ледяную воду нырять (уже не один год занимается моржеванием). Но всё же основное хобби, признался он – это полеты над землёй.

Геннадий уверен, что, единожды взлетев в небо, захочешь повторить это ещё и ещё. Остановиться невозможно. И, по случаю, рассказал одну историю, как однажды поднял он в небо 80-летнюю женщину: «А может, ей и больше лет было, я не уточнял». Но суть не в этом, а в том, что едва спустившись с неба на землю, бабулечка настойчиво попросила на 90-летний юбилей поднять её ещё раз над землей. «Сыночек, я такой восторг и трепет испытала, как никогда в жизни!» — делилась она пережитыми эмоциями ещё несколько минут.

От мала до велика в небо хотят

А впервые взмыл в небеса «аки птица» Геннадий в начале нулевых. Начинал, как и положено, с азов. Сначала это были полеты на свободном безмоторном параплане, или как ещё его называют парапланеристы, «свободнике». Потом, чуть позже, привыкнув к небу, приобрёл паратрайк с парамотором. Что ещё для счастья нужно! Разве что услышать свист ветра да почувствовать, как замирает сердце, когда за спиной равномерно жужжит мотор. «Мне всегда нравился экстрим. Конкурентов нет чаще всего там, где страшно», — говорит он и, отвлекшись на несколько секунд, чтобы расправить многочисленные стропы, каждая из которых выдерживает вес до 200 кг, продолжил: «Парапланеризм – это, в первую очередь, спорт, где существуют свои требования, разряды. Есть среди нас начинающие и подготовленные пилоты, есть и опытные пилоты, а также пилоты-спортсмены». Оказывается, парапланеризм не так прост — дело это серьёзное: нельзя просто так взять и по одному щелчку полететь. Тут важны как теоретические, так и практические знания.

А пока Геннадий рассказывал о секретах полета и скорости ветра (ветер не должен быть больше 1-2 м/с, если вы летите на моторном параплане), на поле, подпрыгивая на небольших ухабах, подъехала «буханка», из которой высыпала дружная компания из восьми человек. Возраст — от мала до велика: самому бывалому, Михаилу, 59, а вот младшенькому Ванюшке всего три годика. Разве можно такого малыша в полет отправлять? Небезопасно ведь. «А почему бы и нет? Если попросит – значит, третьим возьмем! Прошлый раз молодежь, правда, отказалась», — улыбаясь, поясняет отец мальчугана.

Чтобы подняться на параплане над землей Кузнецкой, компании пришлось преодолеть почти 400 километров (и это только в одну сторону!) из села Борисоглебское Тяжинского района. Путь неблизкий. Разве оно того стоит? «Спрашиваешь тоже! Да полетать на параплане было моей мечтой, которую Геннадий осуществил. А вот описать чувства во время полета не могу, словарный запас не позволяет. Скажу только, что это ни с чем не сравнимое чудо. А ещё — ощущение свободы и полного счастья, которому допинг не требуется!» — натягивая на голову шлем, уверенно заявляет Михаил.

В небе живут, а не выживают

Легкое, едва заметное волнение читается в глазах того, кто буквально через несколько минут отправится в полёт. Но вот неудача — взлететь сразу не получается. Впрочем, причина вовсе не в параплане: он готов, и парашют «дымится». Не пускает в небо  центр планирования полетов. Явление, когда ЦПП просит повременить с вылетом — нередкое, а для парапланериста Геннадия, скорее, обыденное. Использовать воздушное пространство, конечно, никто не запрещает, просто ради людской безопасности необходимо чистое небо, как говорится, без конкурентов. И хоть маршрут и вылет – день и час – согласовывают всегда заблаговременно, случаются накладки. В таком случае приходится подождать.

Полеты над землей — это ведь не шутка. Высота, на которую поднимается параплан с пассажирами, немалая — примерно около 1 тысячи метров, её ещё называют «обзорной». Но, по словам Геннадия, высота может быть и больше: здесь все зависит от желания тех, кто на борту. «А я на пару-тройку километров готов сегодня подняться, — вступил в разговор молодой человек, представившийся Виктором. – Поднебесье мне почти дом родной — я ведь десантник, боец СВО». Перед тем как направиться в зону боевых действий (а Виктор Андреев принимает участие в освобождении Часова Яра), он решил освежить в памяти забытые за 60 дней отпуска по ранению эмоции: «В небе не страшно: поверьте, на поле боя куда опаснее».

Ни для кого не секрет, что авиационный транспорт самый безопасный, и параплан с мотором не исключение из правила. Просто люди порой не осознают, что полёт на этом аппарате управляем: есть газ, тормоз, повороты и даже режим парашютирования имеется. И, воспарив в небо, парапланерист не просто  как пушинка на ветру, а, применяя навыки, контролирует ситуацию. И те, кто частенько бороздит небесные просторы, уверены в том, что в небе не выживают. Там живут!

… А спустя всего полчаса, когда ЦПП дал «добро», параплан с пассажирами на борту отправился ввысь. От винта! Счастливого вам полёта, увлечённые небом!

Марина ЛЕВКОВИЧ.

Фото автора и из личного архива Г. Макаренкова.

admin
mail@ria-leninsk.ru