Увидев впервые эту женщину, я восхищённо подумала: «Какая красавица!». И при этом было совершенно неважно, что она уже находится в том самом возрасте, который сейчас принято называть элегантным. В моём понимании это был тот самый  образ русской женщины, который живёт в веках и эпохах, потому что вдобавок к внешнему очарованию в её глазах светились и ум, и доброта, и лёгкая смешинка – то, чего, на мой взгляд, так не хватает нашим современницам. Но тогда я даже представить себе не могла, сколько в этой женщине есть того, что, по классике, присуще отнюдь не представительницам прекрасного пола, — стойкости, силы, упорства, стремления жить полноценно  вопреки всему, на преодоление…

Родная обитель

Ленинск-кузнечанка Наталья Владимировна Голинева живёт   в посёлке Строительный, прозванном когда-то БАМом. Летом её домик надёжно укрыт густыми растительными зарослями, а зимой настолько утопает в снежных покровах, что, кажется, добраться до него просто нереально. Но для Натальи Владимировны он стал самой надёжной и желанной в мире обителью. В этом доме, построенном когда-то её отцом, прошли и самые счастливые, и самые горькие годы. Много лет в этих стенах звучали голоса нескольких поколений большой и дружной семьи Казаковых, отсюда провожали на смену и здесь ждали с неё родных, делились друг с другом самым сокровенным, хлебосольно встречали гостей и пели песни за столом.

Наталья Владимировна тоже всегда любила петь. Единственное, о чём она сожалела тогда и сожалеет сейчас, это то, что не может сплясать цыганочку:  почему-то песни и  танцы именно этого народа, фильмы о нём, по её признанию, ей всегда нравились больше всего. Быть может, потому, что сама она – с чёрными, как смоль, густыми длинными волосами и жгучими глазами – была похожа на роковых красавиц из легенд, которыми был окружён быт этих вечных кочевников…

А детства был всего лишь год

В семье Владимира Фёдоровича и Татьяны Иосифовны Казаковых Наташа была вторым ребёнком. Её родители – настоящие трудяги, которые работали на одном предприятии – шахте им. Ярославского: папа — шахтёр, мама  породоотборщица. Первой у них появилась на свет дочка Надя, за ней родилась Наташа. Всё было хорошо до тех самых пор, пока однажды младшенькая, которая в свои годик и три месяца вовсю уже ходила, не заболела. Вот как позже рассказывала об этом  Наталье Владимировне её мама: «У тебя резко поднялась высокая температура. Я тебя ставлю на ножки, а ты падаешь. Снова ставлю — и ты опять падаешь…».

Диагноз докторов был неутешительным: полиомиелит – тяжёлая вирусная инфекция, в результате от неё тысячи детей по всему миру умирали или становились инвалидами, пока их не стали вакцинировать. Совсем ещё маленькая Наташа, слава богу, выжила, но парализация оставила тяжёлые последствия: всю будущую жизнь, и в детстве, и в юности, и в зрелости, ей предстояло передвигаться с помощью инвалидной коляски или костылей.

Родители девочки с таким приговором не смирились, и многие годы мама  посвятила тому, чтобы в буквальном смысле поставить её на ноги. Сначала были бесконечные курсы лечения в больницах, потом поездки по санаториям. И что бы сегодня ни говорили про советскую медицину, вместе с любовью и заботой родных она дала Наташе шанс. Сначала ей сделали сложную операцию в Прокопьевске, а потом направили на интенсивное лечение в санаторий на озере Горькое в Курганской области. В общей сложности по двум путёвкам Наташа провела там полгода. И её настырство, умение работать на преодоление, превозмогая боль, желание ходить самостоятельно помогли ей одержать победу над болезнью. В 12 лет девочка стала ходить самостоятельно. Но её верным спутником навсегда стал специальный аппарат, с которым Наталья Владимировна расстаётся только на ночь.

Всё это время – и до 12 лет, на костылях, и потом – Наташа ходила в школу №20 по прямой дороге от БАМа пешком. Все поселковые ребятишки собирались дружной ватагой, вспоминает она, и она от них ничем не отличалась. Точно так же, без всяких поблажек, девочка разделяла все домашние обязанности со своей сестрой и младшим братом Володей.  Никто не делал ей никаких скидок на её ограниченные способности, но  она в этом и не нуждалась. Более всего её всегда напрягало, когда люди не то что не верили в её возможности, а даже просто удивлялись тому, что она вновь и вновь одолевала всё новые ступеньки своего пути, отбрасывая прочь все пересуды и сомнения. Она была уверена, что справится, и никогда не давала повода жалеть себя, пряча далеко вглубь свою боль и с улыбкой встречая каждый день.

Работала за троих

После восьми классов в школе Наташа выучилась в училище на швею,  вышла замуж и год проработала на швейной фабрике «Одежда». Увы, семейная жизнь не задалась практически сразу, и после рождения дочери Светланы они с мужем расстались. Это, несомненно, горькое обстоятельство, но унывать ради него не стоило – на руках у молодой мамы росло крохотное существо, ради которого она готова была свернуть горы. Надёжной опорой  по-прежнему оставались родители, под одной крышей с которыми дочь так и осталась — получается, что навсегда.

Забегая вперёд, скажу, что в возрасте 48 лет Владимир Фёдорович трагически погиб, а Татьяна Иосифовна дожила до 82 лет. Перед своим уходом она долго и тяжело болела, и Наталья Владимировна делала всё возможное, чтобы унять боль мамы и облегчить её страдания. «Если бы вы видели, как она ухаживала за своей мамочкой!» — говорит мне соцработник Ирина Алексеевна Николенко, на обслуживании у которой состояли поначалу и сама Наталья Владимировна, и её мама.

Но вернёмся в пору молодости героини моего повествования. Будучи ещё в декретном отпуске, она устроилась… машинистом-кочегаром! «Я была настоящей непоседой и не могла долго усидеть на месте, — рассказывает она. – Да и деньги, конечно, были очень нужны. Родители работали посменно, дочку было с кем оставить, а котельная  геологоразведочной партии находилась прямо за нашим огородом. Вот я и пошла туда работать».

После двух отопительных сезонов эту удивительную молодую женщину, как говорит она сама, «забрали» в геологический отдел машинисткой. Потом были курсы секретаря-машинистки и делопроизводства и продолжительная работа по новой профессии в приёмной. В общей сложности в геологоразведочной партии Наталья Владимировна проработала 38 лет. На протяжении восьми из них она подрабатывала ещё и техничкой, а перед ликвидацией организации совмещала основную работу с должностью инспектора отдела кадров. Представляете: хрупкая женщина с инвалидностью «пахала» сразу за троих! И всё это время её, естественно, не оставляла и до сих пор не оставляет в покое боль. Периодически она затихает, потом усиливается, но насовсем не уходит никогда.

За свой труд Наталья Владимировна была награждена нагрудным знаком «Шахтёрская слава» III степени – ведомственно геологоразведка относилась к Министерству угольной промышленности СССР. А коллектив этой организации стал для неё по-настоящему родным. О нём, перебирая множество фотографий, Наталья Владимировна вспоминает с огромной любовью и благодарностью.

 

Кому Бог силы даёт

«Несмотря на свою немощь, я всегда и везде выполняла любую работу, — говорит она и не видит в этом ничего особенного. – Я и дома и белила, и красила, и картошку копала. Это сейчас вот уже трудно стало со всем справляться, но у меня теперь замечательная помощница – Ирина – есть». Однако  в доме Натальи Владимировны царит безукоризненный порядок, во дворе и на подоконниках цветут цветы, а с кухни доносятся аппетитные запахи заготовок, которые образцовая хозяйка делает из собственноручно выращенных овощей.

Конечно же, окружили её любовью и постоянной заботой и дочь Светлана, и взрослый внук Денис (есть, кстати, уже и правнук Андрюша). Но, как рассказывает Ирина Алексеевна, которая знает свою подопечную уже лет двадцать, сама Наталья Владимировна всё своё тепло и заботу тоже отдаёт без остатка своим родным и любому, кто в этом нуждается, будь то обратившийся к ней за поддержкой человек или бездомный пёс, которого хозяева бросили на пепелище. Для Ирины Алексеевны Наталья Владимировна стала уже не просто родным человеком, а настоящим образцом для подражания. «Её пример мне каждое утро установку даёт, – делится своими мыслями Ирина Алексеевна. — Порой мне кажется: всё, никаких сил больше нет! А потом думаю: ну нет, Наталья Владимировна может же всё преодолевать, а я почему не могу?..».

Но откуда в этом человеке такая щедрость души? Где черпает она свои душевные и физические силы? На мои вопросы эта удивительная женщина отвечает с обезоруживающей улыбкой и, как говорится, до гениальности просто: «Я люблю жизнь. Люблю всех людей. Это главное. Поэтому я стремлюсь преодолевать всё, чтобы жить. Может, поэтому Бог и силы мне даёт?..».

Наталья АРТЁМКИНА.

Фото автора.

admin
mail@ria-leninsk.ru