Автомобильные трассы сегодня строят совсем иначе, чем полвека тому назад. Сменились технологии, обновилась техника, неизменным осталось лишь одно — люди, работающие на дорожных объектах Ленинска-Кузнецкого. Дорожникам по плечу любые задачи, будь то расчистка снега или укладка нового асфальтобетонного полотна. Тяжелой работы в своё время не побоялся и Сергей Горбановский, который уже не первый год трудится в дорожном хозяйстве. Водителю-виртуозу удалось найти общий язык не только с коллегами, но и техникой. На первых порах работал на КамАЗе, чуть позже пересел за руль грейдера, а следом — и в кресло оператора асфальтоукладчика.

Дорожный «пирог»

На часах — 7 утра: некоторые жители Ленинска-Кузнецкого только просыпаются, а Сергей Горбановский уже находится на работе. В ООО «Дорожник» трудится он четвертый год. Осенью и зимой работает на очистке дорог и бордюров от снега, наледи. А весной и летом — на реконструкции городских автомагистралей. Это при его участии было капитально отремонтировано дорожное полотно на улицах Туснолобовой, Дитмана, Глинки и пр. Дзержинского — всего около 14 тыс. кв. м. Почти всё лето на этом участке новый асфальтоукладчик, за рулем которого сидел Сергей, укатывал полотно. «Техника отличная, даже идеальная, с двумя опорными катками. С помощью панели управления задаю нужные параметры — и всё, можно сказать, отдыхаю. Со старым укладчиком, конечно, не сравнить. Небо и земля», — улыбаясь, говорит он. Шутки шутками, а работа у него, конечно, сложная, требующая особого внимания. Ведь новое асфальтобетонное покрытие, по сути, создается с нуля и в соответствии с современными требованиями.

В этом году капремонт данного участка дороги проходил с использованием щебёночно-мастичного асфальтобетона (далее — ЩМС). Технологию эту на предприятии применяют впервые. «ЩМС похожа на жесткий каркас, который должен обеспечить высокую износостойкость, в том числе препятствовать образованию колеи на полотне», — поясняет дорожник. А ведь порой к людям, ремонтирующим дороги, относятся как к бракоделам, и это сильно обижает специалистов. Вспомнил Сергей, как во время реконструкции  один из горожан пытался в соцсетях «уколоть» дорожников: мол, наняли гастарбайтеров, а работать они не умеют. Асфальт кладут как попало, через месяц опять все провалится… «По счастью, — говорит дорожных дел мастер, – таких людей единицы». А ведь, скорее, всего те, кто пытается найти изъян в их работе, толком-то и не понимают ее специфику. Сергей пояснил, что сначала фрезой снимали они старый слой, затем полотно проливали специальной смесью, после чего шел выравнивающий слой (именно на нём и заострил свое внимание блогер), закрепили этот слой ещё двумя другими. Так что получился своеобразный дорожный «пирог». Делали на совесть – ни одна ямка не должна появиться как в течение гарантийного срока, так и после.

Но всё же не стоит забывать и о сибирском климате. У нас очень сильные температурные перепады, которые негативно сказываются на дорожном покрытии: днём солнышко чуть пригрело, снег оттаял, попал в какую-нибудь трещинку в асфальте… А ночью нагрянул сильный мороз, вода застыла, увеличилась в объёме. «Лёд даже металлические трубы рвёт, что уж говорить об асфальте!» — отмечает специалист по дорожному строительству.

Но не только капитальным ремонтом приходится заниматься дорожникам — ямочный тоже входит в их сферу деятельности. К ремонту такого дорожного полотна покрытого ухабами и ямами подходят максимально ответственно, почти как хирурги, накладывая на поврежденные «ткани» свежий асфальт.

Одна дорога и несколько трудовых династий

Режим работы дорожников зависит от сезона. Примерно с мая по сентябрь идёт активная фаза ремонта, когда асфальтом занимаются с утра и до позднего вечера. Но и остальное время специалисты не отдыхают: по заявкам жителей грейдируют и отсыпают дороги в частном секторе, ликвидируют снеговые заносы. На содержании у них несколько десятков участков с остановочными павильонами и более 80-ти километров дорог общего пользования, из них 17 км – это троллейбусные. Помимо так называемой красной линии и второстепенных улиц, обслуживают 4-й и 10-й участки, поселок «Дачный» и часть ул. Суворова (начиная от лога и до лампового завода).

С помощью грейдера снег на городских дорогах чистит и Сергей, чаще всего приходится ему наводить порядок на красной линии. Водитель способен управлять не только асфальтоукладчиком, но и другой тяжелой техникой, а её, к слову, на коммунальном предприятии хватает – больше 20 единиц. Грейдеры, погрузчик фронтальный и снегопогрузчик, дорожная фреза, самосвалы, спецмашины, оборудованные шнекоротором, щетками и отвалами тракторы. Есть в автопарке поливальные машины, вакуумный дорожный пылесос, а также подметально-уборочный «Бродвей».

И если потребуется пересесть с одной машины на другую (чтобы не сорвать цикл дорожных работ), он может это сделать в любой момент, но нужды, подмечает во время беседы водитель, в этом нет. Коллектив в «Дорожнике» хоть и небольшой, примерно 90 человек, но зато сплоченный. Работают тут даже трудовыми династиями. Так, например, Марат Урманов управляет погрузчиком, в своё время на пескоразбрасывателе трудился его отец. Привел на предприятие Марат и своего сына. По стопам матери пошла и Надежда Чалых, сегодня она работает дорожным рабочим.

Все, кто приходит на предприятие, стараются работать честно, добросовестно и ответственно. Многие отдали дорожному хозяйству — а в марте следующего года предприятию исполняется шестьдесят — не один десяток лет. Менялись названия, руководство и форма собственности, но преданные своему делу люди оставались. Ни холод, ни дождь, ни палящее солнце, ни раскаленный асфальт, ни тучи пыли и бензиновые выхлопы не смогли заставить свернуть их с выбранного пути.

От лета до лета

Сергей не потомственный дорожник, но зато он потомственный водитель, а значит, не понаслышке знает: когда транспортные артерии в порядке, то аварийность кратно снижается. «Не только мои друзья, родственники – все жители города все видят результат моего труда, — говорит водитель тяжелой техники. — Следить за сохранностью дорог и мостов  — вот наша основная задача». Нужно сказать, что дорожники отвечают за обслуживание сразу нескольких путепроводов: на ул. Гагарина через реку Иня, на пр. Кирова в центре, на ул. Телефонная в районе КСК, а также моста, который расположен в районе разъезда «189-й км». Чистить путепроводы сложнее, чем городские улицы. Тут всегда стеснённые условия: постоянный поток транспорта зачастую мешает работать. Но водители легковых авто чаще всего с пониманием относятся к работе: если видят вереницу снегоуборочных машин останавливаются и пропускают.

Труднее всего, когда зимой на дорогах возникает снежный коллапс: в такие дни техника может работать круглосуточно, поэтому необходимо в кратчайшие сроки привести улицы в надлежащее состояние. Дорожное полотно зимой должно быть чистым и сухим, почти как летом. Главное, чтобы в такую непогоду техника не подвела и антигололедного материала хватило. Нынешней осенью песком в дорожном хозяйстве уже запаслись – больше 50% от необходимой нормы хранится на складе. Остальное доставят чуть позже. Нет проблем и с солью: в закромах — около 100 тонн. В больших количествах соль стараются не закупать – лежкость плохая, поэтому её периодически подвозят.

В беседе отметил Сергей, что дороги с каждым годом в городе становятся лучше, и, конечно, всё это отчасти благодаря надлежащему уходу и новым технологиям дорожного строительства — минеральным добавкам и прочим составляющем. Безусловно, восстановить всё дорожное полотно, часть которого была положена несколько десятков лет тому назад, за пару сезонов просто нереально — это и огромные финансовые вложения, да и переделывать кое-где нужно с нуля. Но если шаг за шагом иди к намеченной цели, то в итоге до неё доберешься. А дорожники – это, в самом деле, люди особой профессии, потому как те, кто занимается реконструкцией транспортных артерий, не могут отступить и двигаются только вперёд!

Марина ЛЕВКОВИЧ.

Фото автора.

 

admin
mail@ria-leninsk.ru