Всего лишь несколько дней назад позолотила осень первую листву на деревьях, а горожане уже убрали почти весь урожай на дачах и в огородах. В ожидании обещанных синоптиками дождей они добывают из-под земли последние овощи-корнеплоды. Однако на участках у некоторых из них есть ещё на что посмотреть и чему подивиться. Как правило, это южные культуры, которые за короткое лето не успели вызреть под сибирским солнцем и жадно вбирают в себя его последние порции. К примеру, у Виктора Александровича Рыбакова наливаются соком последние яблочки и сочные виноградные гроздья.

Сегодня виноград для наших мест – уже не экзотика. Его приспособленные к нашему суровому климату сорта успешно возделывают на довольно многих участках. Однако когда ты снимаешь с живой лозы тяжёлую кисть весом в полкило, а то и больше, отрываешь от неё ягоду с лёгким дымчатым налётом и пробуешь на вкус, ты всё равно понимаешь, что для нас это, пусть и обыкновенное, но всё-таки чудо. А стоят за ним, без всякого сомнения, очень большое трудолюбие, упорство, энтузиазм и неистребимое стремление ко всему новому. Обладающие всем этим люди постоянно изучают специальную литературу, экспериментируют, обмениваются опытом, делятся друг с другом своими успехами и неудачами. Говорю об этом не понаслышке, а из собственного опыта общения с ними. Вот уже несколько лет в конце августа – начале сентября я отправляюсь то в одно, то в другое садоводческое товарищество, которых вполне достаточно вокруг города, и знакомлюсь всё с новыми и новыми садоводами и огородниками. И от каждого из них слышу примерно такую фразу: да что я, вот — к примеру, Иван Иваныч Иванов — тот такой знаток!… Конечно же, я непременно беру эту информацию на заметку и на следующий год напрашиваюсь (здесь применимо именно это слово, поскольку такие люди, как правило, очень скромны и не любят шумихи вокруг себя) в гости к этому знатоку.   Вот такая живая цепочка и привела меня к Виктору Александровичу Рыбакову. Это было в последний из погожих сентябрьских дней, и он встретил меня на узкой дачной улочке, в том самом месте, где напротив друг друга разместились два участка — на шести и 11-ти (!) сотках. Как выяснилось позже, второй участок появился гораздо позже, а началось всё с тех самых шести соток, о которых в народе ходило столько крылатых фраз, прибауток и даже анекдотов. Участок семья Рыбаковых получила в то самое время, когда на камвольно-суконном комбинате нарезали землю для своих работников. Именно там в начале 70-х прошлого века и познакомились местная девушка Татьяна и командированный из Ульяновска Виктор Рыбаков, который работал в пуско-наладочном управлении, обеспечивающем работу по запуску предприятий по всему Советскому Союзу. Девушка трудилась мастером гребнечесального производства, молодой человек – инженером-наладчиком. Но после того как они поженились, Виктор заочно окончил Кузбасский политехнический институт и потом 23 года отработал горным мастером в «Спецналадке».
Узнав об этом, я ещё больше проникаюсь удивлением: откуда у горожан такая любовь к земле? Ведь это в 90-е годы шесть соток служили своеобразным гарантом обеспечения продовольственной безопасности семьи. Однако с тех пор прошло уже много лет, и сейчас на дачном участке многие стремятся, скорее, отдыхать, нежели с утра до вечера кланяться грядкам. Быть может, Виктору Александровичу тяга к земле передалась по наследству? Нет, как выясняется: его родители были по профессии учителями. Но своё объяснение данному факту есть у него самого. Такое стремление изначально заложено в каждом из нас, считает Виктор Александрович, — просто в одном оно пробуждается, а в другом нет. В нём оно, похоже, проснулось окончательно, когда мужчина уже вышел на пенсию. Как только появилось много свободного времени, всё его он стал посвящать своим соткам. На вопрос, не возражала ли против этого супруга, хозяин участков отвечает так: «Нет, она сама фанатка в этом деле!»
Начав заниматься виноградарством и изучая опыт разведения этой теплолюбивой культуры в Сибири, Виктор Александрович побывал даже у знаменитого и авторитетного энтузиаста-селекционера Михаила Антоновича Золотухина из Новокузнецка. А сегодня на его участках – на земле и в нескольких теплицах – растут и плодоносят порядка 15-ти сортов винограда: «Загадка Шарова», «Агат Донской», «Таёжный», «Кардинал», «Виктор», «Чарли», «Двиетский синий», «Лора», «Тимур»… Синие, чёрные, белые, розовые плоды — по вкусу они ничуть не уступают выращенным на юге. Самые надёжные из них, говорит виноградарь, — первые два сорта: «Они никогда не подведут, в любое лето вызреют и дадут урожай». Тем не менее, в этом году, несмотря далеко не на самое благоприятное для садоводства лето, с каждого из кустов он снял по полтора-два ведра гроздьев.
Урожай у Рыбаковых долго не хранится. «А зачем хранить?» — говорит Виктор Александрович. Впитавшими в себя солнце ягодами здоровья они угощают родственников, друзей, соседей, знакомых. И конечно же, с большим удовольствием ими лакомятся внуки – их у Татьяны Сергеевны и Виктора Александровича четверо: по двое от сына и дочери.
Но увлекается Виктор Александрович не только выращиванием винограда. В его саду столько же сортов яблонь, несколько сортов земляники, арбузы, груши… И надо видеть, как светится его лицо, когда он показывает пышные кусты земляники. «Вот «Клери» — она так и пышет жаром, — рассказывает мне он во время прогулки по участку, — а вот «Купчиха»: смотрите, какая в ней сила, какая мощь!». А пока я наслаждаюсь вкусом рассыпчатого медового яблока, снятого с ветки, он уже подводит меня к пчелиным ульям и без всякой опаски аккуратно помещает себе на ладонь трутня…
Когда пришла пора прощаться с гостеприимным хозяином, по пути к калитке я успеваю заметить красивое растение, которое вижу впервые. Что это – диковинный фрукт, цветок? «Это лаконос», — поясняет мне Виктор Александрович, и, уже вернувшись в редакцию, я выясняю, что это американское декоративное растение с очень полезными свойствами. Оно появилось у нас достаточно недавно и сегодня является одним из самых модных в ландшафтном дизайне. Правда, последний факт, думаю, вряд ли имеет какое-то значение для Виктора Александровича – ведь его просто интересует всё новое. В сочетании с его редкостным трудолюбием это и приносит замечательные плоды – как в прямом, так и в переносном смысле этого слова. Вот и кисти обыкновенной рябины, склонившейся над калиткой, кажутся мне гораздо более крупными, чем в городе. Самообман? Вполне возможно. Но, думаю, под впечатлением от встречи с удивительным человеком, которого хватает на всё, за что бы он ни брался, это вполне простительно…

Наталья АРТЁМКИНА. Фото автора.

admin
mail@ria-leninsk.ru