День 22 июня 1941 года был в Рыбинске солнечным и жарким. В полдень прошел небольшой теплый дождь, вскоре вновь засияло солнце. И вдруг как гром среди ясного неба из черных тарелок громкоговорителей грянули слова: «Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну».

Рыбинск стал в годы войны городом госпиталей. Практически все лучшие просторные здания были заняты. В недостроенной горбольнице находился головной госпиталь №2018, куда прибывали раненые с фронта — далее их «сортировали».
— Мой папа работал в больнице главврачом, и уже в первые дни войны был назначен ответственным за размещение всех госпиталей  в Рыбинске, — рассказывает Полина Львовна Бахарева. — Первый открыли 23 июня, всего за годы войны их разместили больше полусотни. Эвакогоспитали ближайшего тыла обслу­живали огромные потоки раненых. Мальчишки из нашего класса пошли на курсы военной подготовки, работать на военный завод, а девочки — на курсы сандружинниц и медсестер.
Военкомат призвал Полину на курсы медсестер. И в июне 1942 года она уже держала в руках удостоверение об окончании с отличием курсов медсестер запаса Красного Креста и Красного Полумесяца. В городе Котельниче работали четыре эвакогоспиталя на 3300 коек, и в один из них была направлена Полина Фердинанд.
— У нас работали высококвалифицированные врачи, — вспоминает она. — Ведущий хирург доктор Овсянников специализировался на лечении раненых в грудную клетку и больных с заболеваниями внутренних органов. К нему направляли в самых тяжёлых случаях. Раненых выхаживали с сентября 1941 года, и одновременно на излечении в городе находились 3500-3800 человек. Санитарные поезда прибывали почти каждый день, разгрузка их шла и днём, и ночью. Лечение раненых вели комплексным методом с применением лечебной физкультуры, физиотерапевтических процедур. Массаж, лечебная физкультура, физиолечение – всё это было на мне. А доктор Овсянников сутками не отходил от операционного стола…
К ним привозили самых тяжёлых раненых, которым на фронт возвращаться уже нельзя. С тяжелым ранением в грудную клетку доставили Анатолия Бахарева. Комплекс процедур, которые выполняла медсестра Полина, с каждым днем улучшал состояние солдата.
Понравилась Полина Анатолию. Он ждал ее с нетерпением: когда же она появится в палате и своими нежными, заботливыми руками начнет колдовать над ним? Недаром в её характеристике, подписанной начальником эвакогоспиталя, значилось так: в высшей степени дисциплинированная, чутко относится к больным.
Благодарность хрупкой девчонке, которая выходила его, полуживого, взвалив на себя тяжелую физическую и психологическую ношу, переросла в большое чувство. Многие тогда говорили им слова благодарности, фотографировались на память, оставляя подпись на фото: «Милой сестричке». Для Анатолия и Полины это стало началом новой, семейной жизни.


После выписки в ноябре 1944 года ему требовалось сопровождение домой. Не хотелось влюбленной паре расставаться. И Полина добилась от руководства, чтобы самой везти его в далекую Сибирь. Её отец был категорически против, говоря: поедешь с ним только после загса. Молодые не заставили себя долго ждать. Медсестра поехала за любимым в Сибирь не только как сопровождающая, но ещё и как жена.
— Родители Анатолия встретили нас, да и родственники пришли посмотреть: интересно же, с кем приехал он с фронта, — говорит Полина Львовна. — Жили они в бараке около завода №588 (после войны он стал электроламповым), там же работали, туда пошли работать и мы.  Меня взяли в лабораторию завода, затем почти два года занимала должность начальника личного стола секретного в то время предприятия.
Было желание учиться, и в 1947 году она поступила в горный техникум, успешно его окончила. Успела поработать на шахте им. Кирова, шахта «Журинка» стала для нее родной.  Как начальник ОТК на протяжении многих лет она следила за качеством добываемого угля. Была награждена орденом «Знак Почета», медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», «За победу над Германией».
С Анатолием Васильевичем прожила 36 лет — он ушел из жизни в 1980 году. Уже после войны получил заслуженную награду. Второе тяжелое ранение было у него 20 марта 1944 года при освобождении Пскова. Тогда же его представили к медали «За отвагу». И только через 30 лет награда нашла героя. Его вызвали в  городской военкомат 22 апреля 1971 года, чтобы вручить её. «Как положил военком ему медаль на ладонь, так он и нес, не разжимая её,   до самого дома, — рассказала Полина Львовна. — Эта награда всколыхнула его память».
76 лет прошло с тех пор, как она стала сибирячкой. Навещала родные места, но вновь возвращалась к своему единственному, в Ленинск-Кузнецкий, который стал для нее родным домом. Много лет Полина Львовна работала в совете ветеранов «Журинки». Только в конце прошлого года она сдала все свои общественные дела и в 95 лет решила отдохнуть от дел и забот – их у неё всегда хватало. А мы записали её удивительный рассказ об истории семьи – путь он тоже станет частью летописи Великой Победы.

Тамара СЫТИНА. Фото автора.
Экскурсовод городского краеведческого музея.

admin
mail@ria-leninsk.ru