Преданность однажды выбранному делу на всю жизнь — по нашим временам большая редкость. Особенно если это дело связано с посменным графиком работы, дополнительными дежурствами, постоянными разъездами и стрессами, а главное – с ответственностью за здоровье и жизнь людей. И если человек живёт всем этим на протяжении десятков лет, не пытаясь искать других путей, это значит, что он нашёл своё призвание. Супругов Лилию и Николая Жердевых, судя  по всему, в этом смысле можно назвать по-настоящему счастливыми.

Оба они работают на ленинск-кузнецкой станции скорой медицинской помощи: Лилия Сергеевна – уже более 30-ти лет, Николай Васильевич – сорок; это практически половина из тех 85-ти лет, что существует станция. Как выяснилось из общения с ними, она и свела их в одну семью. Николай с улыбкой признаётся, что заприметил Лилю ещё тогда, когда она, будучи студенткой медицинского училища, проходила там преддипломную практику. А для девушки эта практика, получается, стала дважды судьбоносным событием — ведь именно тогда она утвердилась в своём окончательном выборе, куда пойти работать после получения диплома. Мотивы, побудившие её к этому, наверное, были заложены в самой её природе. «В скорой помощи ты получаешь самый разносторонний опыт, — говорит Лилия Сергеевна.  —  Твои пациенты – от младенцев до самых возрастных горожан, причины вызова – от высокой температуры до самой сложной травмы. Это не то что монотонная работа в поликлинике, когда один день совершенно похож на другой…».
Крайне важно, видимо, было найти смысл в собственной работе и для её мужа. На моё замечание о том, что водитель машины скорой помощи зарабатывает на хлеб тяжёлым трудом, он ответил так: «Да, работа тяжёлая, но для меня интересная. Всё-таки мы людей спасаем…». Правда, самым ярким событием в своей практике ветеран труда считает не спасение, а рождение новой жизни. Ещё в советские времена пришлось однажды Николаю помогать фельдшеру «скорой» принимать роды. «Зимой мы везли роженицу в дежурный роддом в Полысаево, — вспоминает Николай Васильевич. – И вдруг фельдшер кричит: «Останавливай!». Начались стремительные роды, на улице холодно… Помню, я сначала грел стерильные пелёнки из бикса возле печки в кабине, а потом делал всё, что говорил фельдшер… Знаете, это такой удивительный момент, когда на свет появляется ребёнок!».
Невозможно подсчитать, но нетрудно представить, сколько тысяч километров проехали Николай и Лилия за эти годы по дорогам города и района: он за рулём, она в качестве фельдшера. Они никогда не работали в одной бригаде, но оба говорят, что повидали уже всё —  и погибших под поездом, и тяжело травмировавшихся на производстве, и  искалеченных в результате страшных ДТП… Кстати, ДТП – это сегодня особая история в работе водителей «скорой» и, можно даже сказать, их боль. В связи с интенсивным движением транспорта на дорогах и наличием большого количества автохамов (кому из сидящих за рулём сегодня не известна такая «категория водил»?) ему необходимо быть предельно внимательным и собранным, когда везёшь тяжелобольного и едешь с включенной мигалкой и сиреной. Люди стали очень злыми, констатирует Николай Васильевич, довольно часто они не обращают внимания на мчащуюся «скорую», и поэтому уже не раз случалось такое, что она сама попадала в ДТП. Данное обстоятельство очень сильно омрачает для водителей тот радостный факт, что в последнее время на станции значительно обновился автопарк и ушли в прошлое многие из проблем, связанных с вечно неисправными машинами.
У Лилии Сергеевны самые жуткие воспоминания связаны со смертью детей, и это вполне понятно: она ведь сама мать, поэтому прекрасно понимает, как это страшно – потерять своё дитя. До сих пор она не может удержаться от слёз, когда рассказывает трагическую историю 20-летней давности: «Однажды в районе четвёртого участка у игравших на поляне детей взорвался какой-то баллончик. Мальчик десяти лет получил 60-70 процентов ожогов тела. После того как мы оказали ему помощь, повезли в больницу. Он ехал, сидя на коленях у папы, и оказался таким смышлёным, разговорчивым, общительным. А через несколько дней я узнала, что он умер.  Прошло уже столько лет, а я до сих пор помню его глаза…»
Между тем, человеческого горя и страданий в работе Лилии Сергеевны не стало меньше. Сейчас она работает в бригаде интенсивной терапии в одной связке с врачом, но бывает, что они выезжают на вызов и по одному. Большинство пациентов таких бригад – это кардиологические больные, говорит Лилия Сергеевна, и отмечает: сегодня благодаря одному из новейших препаратов у ленинск-кузнечан, перенёсших инсульт, значительно выросли шансы излечиться от него без тяжёлых последствий, а порой и вообще остаться в живых. Для этого им достаточно сделать инъекцию этого препарата, но главное условие при этом – чтобы скорую вызвали вовремя.
Ну и как в такой работе можно не испытывать эффекта профессионального выгорания? Как прийти после дежурства домой и забыть обо всём, что довелось увидеть и пережить? Если у кого-то такое всё-таки и бывает, то только не в семье Жердевых. «После суточного дежурства я очень часто прокручиваю в голове вызова и думаю, правильно ли я сделала, — рассказывает Лилия Сергеевна. – И вообще, разговоры о работе у нас с мужем дома не утихают, как бы мы ни пытались от них уходить. Работая и вращаясь в одной среде, мы очень хорошо понимаем друг друга, стараемся поддержать, что-то подсказать. Вот так, в общении, мы и живём все 28 лет».
Супруги также отмечают, что на станции скорой помощи трудится очень дружный и слаженный коллектив, который всячески поддерживает главный врач Нина Степановна Федина. В этом смысле радует и молодое пополнение: «Девчонки приходят хорошие, понимающие, и они быстро вливаются в добрую атмосферу станции». Правда, сын самих Жердевых – Дмитрий, хоть и пошёл по стопам отца, выбрав профессию водителя, но предпочёл более спокойную сферу для приложения своих сил. А у его родителей есть также двое внуков, с которыми они очень любят отдыхать на природе – это, пожалуй, и есть их самый лучший релакс. Солнце, вода, рыбалка на Обском море – лучший способ забыть на время обо всём и восстановить свои физические и душевные силы, считают они. Правда, и это сделать порой бывает не так просто:  отпуска в летнее время у Лилии Сергеевны и Николая Васильевича совпадают далеко не всегда.
Несмотря на всё это, супруги никогда не рассматривали таких вариантов, чтобы сменить работу. Более того, они признаются, что сейчас даже не хотят думать о том, что в будущем, рано или поздно, им придётся покинуть родной коллектив и вести размеренный образ жизни. Но когда всё-таки такое время наступит, они постараются найти в нём позитивные моменты. В конце концов, у них есть сын и внуки, налаженный быт в уютном доме, небольшой участок земли, на котором можно выращивать всё, что пожелаешь. А самое главное – какие бы  споры и разногласия порой у них ни возникали, между ними царит взаимопонимание, и их всегда объединяет забота друг о друге. Такой редкостный тандем, думаю, преодолеет любое испытание.

Наталья АРТЁМКИНА. 

admin
mail@ria-leninsk.ru