Принимать поздравления с Днём автомобилиста братья Гребенюк, Сергей и Алексей, будут в воскресенье, 31 октября. Если сложить годы, что они провели за баранкой пассажирских автобусов, то получится без малого ровно 40 лет. А уж сколько за это время километров накрутили они на спидометрах — об этом вам даже сами водители точно сказать не смогут. Но зато герои моего рассказа знают, как найти общий язык с пассажирами. И научил их этому отец – Пётр Гребенюк, который больше 20 лет отработал в ПАТП нашего города.
Такое не забывается
«Везёт же тебе, у тебя папа водителем автобуса работает! Можешь бесплатно целыми днями кататься с ним не то что по городу, даже по области», — завидуя, говорили друзья во дворе старшему из братьев, Сергею. А ведь, действительно, по мальчишеским меркам он мог себе позволить не только такую роскошь, как посидеть за «штурвалом» автобуса, но и подергать за рычаг коробки передач. Когда наступали школьные каникулы, вместо того чтобы отсыпаться в тёплой, уютной кровати, Сергей рано утром подскакивал с постели, наспех умывался, завтракал и бежал к отцу на работу.
— В то время я уже твёрдо знал, кем буду работать после окончания школы, — улыбаясь, говорит Сергей. – Вместе с папой на пассажирском автобусе я исколесил чуть ли не всю область, видел, как в сложных ситуациях водители помогают друг другу, слышал, как благодарят пассажиры моего отца за то, что вовремя доставил их до пункта назначения. Поэтому для меня профессия водителя была единственной, и заниматься чем-то другим я просто не желал.
Отучившись в ДОСААФ и получив права, Сергей, чтобы набраться опыта, для начала устроился автослесарем в ПАТП.
— Я считаю, что прежде чем сесть за руль автобуса, который перевозит людей, каждый водитель должен хотя бы год поработать автослесарем, — сказал он. – Как хороший наездник чувствует настроение своей лошади, так и хороший шофёр должен знать изнутри «железного коня», на котором ему предстоит ездить. Он должен слышать, как работает его двигатель, ходовая часть.
Во-первых, как говорит мой собеседник, это необходимо для того, чтобы сделать перевозку пассажиров более безопасной, во-вторых, найти и устранить неисправность будет гораздо проще.
Но слесарить всю свою жизнь в планы Сергея точно не входило, ведь не зря же он столько времени учился водить автобус. Поэтому он написал в отделе кадров заявление с просьбой трудоустроить его водителем.
— Свой первый рабочий день, когда я сел за руль автобуса, наверное, никогда не забуду, — вспоминает Сергей Гребенюк. — Волнение было такое, что передать словами его просто невозможно, ведь позади меня много людей, за жизнь каждого из них я несу ответственность. Но ничего, справился, а потом и втянулся понемногу.
Сегодня коллеги по работе отзываются о Сергее как об опытном водителе, умеющем найти подход не только к тем, с кем работает бок о бок, но и к пассажирам.
— Секрет того, как подобрать нужный ключик к людям, которых я ежедневно перевожу, мне передал мой отец, — улыбаясь, рассказывает мой собеседник. – Он всегда говорил, что вежливость и уважение к пассажирам – превыше всего, как бы они себя во время поездки ни вели.
По стопам отца и брата
— А ведь я точно так же, как и Сергей, в детстве бегал к отцу на работу, и пока он проходил медосмотр или просто отдыхал между поездками, усаживался на его водительское кресло и начинал усердно крутить руль, — вступил в разговор младший брат Сергея, Алексей Гребенюк. – Я представлял себе, что я — шофёр автобуса, а позади меня сидят люди, которых я должен доставить в другой город.
К шестнадцати годам желание выучиться на водителя у Алексея немного поугасло, и он поступил в училище на сварщика, но, как говорит наш герой, что-то пошло не так.
— Поработав какое-то время сварщиком, я понял, что это не моё, — рассказывает Алексей. – Меня выматывала рутинная, неинтересная работа, хотелось, как отец и брат, сидеть за рулём и колесить по городу, району или даже области.
И он решил всё кардинально поменять в своей жизни. Получил права и пошёл устраиваться в городское ПАТП автослесарем. Теперь каждое утро у Алексея начиналось со ставшего привычным с самого детства пропускного пункта автопредприятия и приветственных рукопожатий старшего брата, отца и коллег.
— Согласитесь, что когда рядом с тобой трудятся близкие тебе люди, работать гораздо легче, — говорит он.
Что верно, то верно. Как-то раз отец попросил Алексея о помощи. Дело в том, что Петру Гребенюку нужно было пригнать с завода в ПАТП автобус. «Алёш, дорога мне предстоит дальняя и небезопасная, поехали со мной. Вдвоём сподручнее и веселее», — сказал он. Конечно, отказывать отцу Алексей не стал, и уже спустя неделю они торжественно заехали на новом белом автобусе на площадку автопредприятия.
На протяжении восемнадцати лет, что Алексей работает водителем, он много раз сталкивался с разными неприятными ситуациями: грубостью пассажиров, невнимательностью пешеходов, мелкими поломками автобуса во время рейса. Но, как оказалось, всё это были пустяки…
— Три года тому назад, зимой, когда стояли морозы до минус 40 градусов, я работал на пригородном рейсе, — вспоминает водитель. – Дождавшись, когда люди усядутся на свои места, мы выехали из населенного пункта, но добраться до места назначения у нас так и не поучилось — автобус на полпути заглох.
По счастью, мимо проезжал другой рейсовый автобус. Алексей, договорившись с водителем, пересадил пассажиров, а сам остался ждать тягач техпомощи, который должен был отвезти неисправное транспортное средство обратно на предприятие.
— То ли вахтовка долго ехала, то ли я совсем замерз, но мне казалось, что время совсем остановилось, — рассказывает мой собеседник. – Пока техпомощь до меня добиралась, я совсем окоченел: я ведь всё это время практически находился на улице и пытался отогреть автобус.
Сегодня эту историю Алексей вспоминает с улыбкой, ведь это уже всё в прошлом. Теперь наш герой возит пассажиров на новеньком синем ЛиАЗе, которому, как говорит водитель, нипочём лютые морозы.
Эпилог
Каждый год, в последнее воскресенье октября, герои нашего рассказа вместе с супругами, которые, кстати, работают вместе с ними на одном предприятии, собираются все вместе за большим и круглым столом, чтобы в очередной раз поздравить друг друга с праздником и пожелать ровной дороги и понимающих пассажиров.
Марина ЛЕВКОВИЧ.
Фото автора и из архива семьи Гребенюк.