Почти 70 лет минуло с тех самых пор, как Мария Андреевна и Николай Никитович сыграли скромную свадьбу. И сегодня заслуженная чета Жарковых по праву носит звание самой возрастной семейной пары Ленинска-Кузнецкого.
Дети войны
«Скажите, в чём секрет семейного счастья?», — спросила я гостеприимных супругов. «А нет никакого секрета. Главное – в горе и в радости друг друга держаться да другим помогать. Мы вот с Коленькой ещё в юности эту нехитрую мудрость на ус намотали», — ответила Мария Андреевна.
Речь у хозяйки колоритная, с юмором, сразу видно, что в молодые годы была она, как говорят, первой заводилой и запевалой. «Я ведь в многодетной семье родилась. Пятеро нас у мамы с отцом было. А вот Коленькины родители троих детишек воспитывали, — успела поведать долгожительница, пока шли мы в соседнюю комнату. – Матери-то наши хоть и шибко дружили, но с Колей до свадьбы знакомы мы не были».
До чего ж терпеливый амур достался Жарковым. Дождался он, пока Николай отслужит, как и положено, срочную в Группе советских войск в Германии, а уж только потом, как следует прицелившись, пустил свои стрелы. Что самое удивительное, почти сразу же после знакомства (а познакомили Марию и Николая их матери) молодые решили пожениться. Через девять месяцев после свадьбы, счастливый молодой отец, купив на Центральном рынке самое красивое платье, пошёл проведать дорогих ему людей в роддом. «Гляжу, стоит мой родной под окошком. Платье развернул и кричит: смотри, Маша, что я тебе купил, — задорно улыбнувшись, говорит моя собеседница. – Мне тот наряд тогда краше королевского платья показался. Я ведь раньше такого и не видела вовсе. Сами посудите, когда война началась, мне всего-то семь годков было». Почти всё домашнее хозяйство в ту военную пору держалось на Машиных хрупких детских плечиках. И пока мама Домна Степановна трудилась на благо Родины в заводских цехах, она изо всех своих девчачьих сил старалась ей подсобить. И по хозяйству помогала, и с младшими братишкой водилась. А когда становилось совсем невмоготу, Мария верёвочкой привязывала к себе братика, да так и водила его за собой: «На мне ведь не только огород и порядок в доме держались, я и за скотиной ухаживала, — вспоминает долгожительница о своём детстве. – А когда работы невпроворот было, то и за братом не всегда углядеть получалось. Вот и приходилось его при себе держать».
От завода до Победы
Ничуть не меньше работы тогда было и будущего супруга Марии – Николая, которому едва исполнилось 12 лет. Сразу после начала войны направили его по разнарядке слесарем на электроламповый завод. «Это сейчас в таком возрасте работать запрещено, а тогда никто на это и не смотрел. Мужских рук ведь в ту пору раз-два и обчёлся, — вздохнув, вступил в разговор 93-летний труженик тыла. – Ну а как быть, коль мужчин не хватает? Вот, выходит, что и мы, мальчишки, сгодились».
Долгие четыре военных года с утра и до позднего вечера, зачастую сутками не разгибая спины, трудился Николай на заводе. А чтобы не опоздать на смену, приходилось вставать спозаранку — до первых петухов. Наспех умывшись и схватив кусок подсохшего хлеба, шел и в лютую стужу, и в проливной дождь несколько километров пешком с района центрального рынка на службу – к станку. «Всё для фронта! Всё для Победы!» – в то время эти слова были не чужды никому: ни женщинам, ни детям малым, ни убелённым сединами старикам. Каждый из них старался внести свою лепту, лишь бы поскорее приблизить день Победы.
И вот, наконец-то, долгожданная Победа пришла — страна возликовала, возрадовалась, а вместе с ней радовались и Мария с Николаем. Подбрасывая в воздух кепки, носилась по улицам центрального рынка (в том районе жили оба наших героя) детвора. А вслед за Победой и солдаты стали возвращаться домой. «И мы с мамой тоже надеялись на скорую встречу с отцом. Месяц, другой ждали его с фронта. Нет его. И похоронки нет. И весточки никакой. Матушка с горя места себе не находила, — рассказывает Мария Андреевна. – Бог отвёл. Вернулся отец живым и здоровым. И сразу же на работу пошёл. А как иначе, нас ведь кормить, одевать, обувать надо было. Мы ведь за годы войны всё, почитай, до подмёток сносили».
Нехитрая наука – воспитание внука
Дом Марии и Николаю после свадьбы отцы да братья старшие помогли справить. И место для строительства выбрали подходящее – на соседней улице. «А где ж ещё нам было его ставить, как не рядом с родителями? Нас ведь с детства приучили вместе держаться. Мы и потом всю жизнь друг дружке помогали», — глядя мне в глаза говорит Мария Андреевна.
Нехитрому искусству дружбы и взаимопонимания Николай Никитович и Мария Андреевна научили и двух дочерей, а затем и внуков. «Знаете, а мы ведь с Колей самые счастливые и богатые люди, — загадочно улыбнулась мне долгожительница. – У нас четверо внуков, три правнука и праправнучка – Вероничка. Ей скоро два года исполнится. Шалунья растет. Никакого сладу с ней нет».
Впрочем, чего-чего, а уж опыта в воспитании внучат у дедушки с бабушкой, которые прожили вместе семь десятков лет, предостаточно. Доказательство тому – ежедневные визиты внуков, правнуков и старшей дочери Галины (младшая Татьяна переехала в другой регион), которая, кстати, заскочила на огонёк и в день нашего приезда. «Да, куда ж мы без мамы с папой — никуда. В гости к ним ходим, как за здрасте, — говорит, улыбаясь, Галина Николаевна. – Они ведь самое дорогое, что у меня есть. А детей, если к ним приходят, потом просто не вытащить».
Оказалось, что привычка проводить всё своё свободное время в гостях у дедушки с бабушкой повелась с тех самых пор, когда внучата ещё под стол пешком ходили. «Они ж кровиночки наши. Да и нам с дедом всё веселей, — сказала Мария Андреевна. – Коля ведь знатным рыбаком да лыжником был. Вот и внучат к этому делу приучил».
Вымоленная картошка
Также вместе, дружно, пока здоровье позволяло чете Жарковых жить в собственном доме, они и хозяйством занимались: скотину держали, огород возделывали. Что интересно, забавные, а иногда и казусные истории из жизни супружеской пары связаны именно с детьми и внуками. «Мы с Колей картошку как раз собрались копать, когда у нас внучата: пятилетняя Оленька да шестилетний Владик гостили, — вспоминает Мария Андреевна. – Я всё с вечера приготовила, чтоб поутру меньше мороки было, и пошла их укладывать. Захожу в спальню, а детишки уже свет выключили и как будто тихонько посапывают». Только Мария Андреевна собралась уходить, как услышала тихое бормотание, отдалённо напоминающее молитву. Прислушалась бабушка – и правда молитву читают: «Подошла я к кроватке, чтоб глянуть, а тут Оленька ко мне поворачивается и тихонечко шепчет: «Бабулечка, ты не бойся. Это Владик боженьке молится. Просит у него погоду хорошую. Вам ведь завтра картошку копать».
Что немаловажно Марии Андреевне и Николаю Никитовичу никогда не нужно было просить помощи у родных им людей. Они и сами всегда рады им помочь. Вот и дочь Галина Николаевна за чашкой ароматного чая вспомнила и поведала случай: «Однажды мы с супругом по привычке решили подсобить родителям. Приехали, быстренько выкопать на даче лук, просушили. Всё в сеточки упаковали, домой привезли и разложили, чтоб досох». В то время как лук, за несколько километров от дачи доходил до нужной кондиции, чета старших Жарковых нагрянула в усадьбу с огромным желанием…выкопать лук. «Словами и не передать, как мамуля расстроилась, увидев, пустые луковые грядки. Она ведь подумала, что это дачные воришки их обчистили, — говорит Галина. – Мы-то с мужем впопыхах забыли их предупредить, что поможем им. Когда всё выяснилось, мама ещё долго смеялась и подтрунивала над нами».
День сегодняшний
Три года тому назад, когда дети и внуки стали замечать, что с каждым днём Марии Андреевне и Николаю Никитьевичу становиться всё сложнее управляться с хозяйством, они, посоветовавшись, купили им теплую, уютную квартиру. И сделали такой ремонт, что хозяйка квартиры до сих пор нарадоваться не может. «Живём мы как, у Христа за пазухой. Дочь да внуки каждый день нас навещают. Балуют, как детей малых. А что нам ещё, старикам надо…»
Мария ЛЕВКОВИЧ.
Фото автора.
Есть в России особый праздник, посвященный родителям папы и мамы — тем самым «деду и бабуле», которые играют важнейшую роль в воспитании внуков. В этом году День бабушек и дедушек в России празднуют в 13-й раз. Дата с 2009 года остается неизменной — 28 октября.