Человека, награждённого государственным орденом за доблестный труд у станка, конвейера или в поле, встретить в наше время можно всё реже и реже. Увы, ушли в небытие те времена, когда на этих рабочих местах ставились рекорды, как ушло туда же большинство заводов, колхозов и совхозов. Но мне посчастливилось пообщаться с такой женщиной. Ветерану труда, ленинск-кузнечанке Анне Савельевне Малых 46 лет назад вручили орден Трудовой славы III степени. А в самом начале января она отметила своё 85-летие.
Фактически вся сознательная жизнь Анны Савельевны связана с заводом «Кузбассэлемент». Но самое первое яркое воспоминание из её детства относится совсем к другому месту и к событиям, которые для её семьи стали трагическими. Долгие годы мать Анны Савельевны – Анастасия Сергеевна Чебышева — и три её старшие сестры – Мария, Елизавета и Федора – жили со «статусом» спецпереселенцев и подчинялись спецкомендатуре НКВД (Наркомата внутренних дел).
Урок истории
…Эта трагедия произошла в 1944 году в Крыму. В мае сотрудники НКВД производили здесь депортацию крымских татар и представителей других народных меньшинств (греков, болгар и армян) в районы Сибири и Средней Азии. За три дня было вывезено более 191 тысячи человек. Через две недели – ещё 37 тысяч. В их числе была и семья Чебышевых из села Фонтан, что и до сих пор находится в нескольких десятках километров от города Керчь.
Анастасию Сергеевну с четырьмя дочерьми, младшей из которых, Анне, было всего лишь шесть лет, с корнем вырвали из родного дома короткой июньской ночью. Неудивительно, что именно это событие и запало в память маленькой девочки так, что не стирается спустя многие десятилетия её жизни.
«Ночью к нам подъехала машина и забрала нас, — рассказывает Анна Савельевна. – Это было так неожиданно и быстро, что мы даже ничего не взяли с собой, разве что немного денег, которые были в доме… Этих машин приехало много, мы были не одни…». Всех выселявшихся погрузили в товарные вагоны и отправили в неизвестность. Кто-то из женщин, потеряв всё, мог хотя бы опереться на крепкое мужское плечо. Но у Чебышевых его не было.
Анастасия Сергеевна осталась без мужа вскоре после рождения Ани — в мае 1938-го, когда его арестовали. В чём «запятнал себя» Савелий Иванович, колхозный чабан, об этом никто и никогда уже не узнает. Но с того самого дня для своей семьи он бесследно пропал. Забегая вперёд, скажу, что, когда Чебышевы жили уже в Сибири, на их запрос, пришёл ответ, в котором, по словам Анны Савельевны, им сообщили, будто глава семьи отбывает наказание на рудниках где-то в районе Севастополя. В более позднем официальном письме значилось, что Савелий Иванович «пропал без вести».
На чужбине
Знакомство с Сибирью началось с посёлка Чкаловский в Ленинск-Кузнецком районе. Чебышевых подселили к бездетной семейной паре. Фамилию их моя собеседница сегодня вспомнить не может, но говорит, что это были «очень хорошие дяденька с тётенькой». Они же присматривали за маленькой Аней, когда её мама и сёстры всё лето работали на совхозных полях. А осенней порой их вновь по чужой воле отправили на другое место жительства – в город Ленинск-Кузнецкий, где требовались рабочие кадры для завода «Кузбассэлемент». Поселили в бараке, который находился прямо на территории предприятия, и, если надо было куда-то пойти, Аня проходила через заводскую проходную, как заправский рабочий.
Свободный доступ у неё был и в цех №20, где трудились мама и сёстры. По воспоминаниям Анны Савельевны, в те времена он был самым «грязным», то есть вредным по условиям труда. «Сёстры у меня были на хорошем счету, — говорит она. – А я иногда помогала им укладывать в ящики агломераты…». По сути, это были положительные электроды для аккумуляторов, состоящие из активной массы, то есть, попросту говоря, химия в чистом виде. Но кто тогда об этом думал? «Вы хотя бы в перчатках работали?» — спрашиваю я у Анны Савельевны. Ответ на свой вопрос я прочла в её взгляде и чуть тронувшей губы улыбке: о чём вы — конечно, нет. Обо всех секретах и тонкостях производства она узнает, когда уже повзрослеет, ведь детские походы в цех станут для неё судьбоносными…
После барака была землянка. Она находилась вблизи завода, на том участке земли, где сегодня располагается ПАТП. «Хорошо помню, как мы там жили, — говорит Анна Савельевна. – Рядом с землянкой у нас был клочок земли, где мы выращивали картошку и фасоль. В земле же была вырыта яма, в которой держали курей. Сроду не забуду, как сёстры кричали мне: «Аня, лезь, яички доставай!». Совсем рядом была железнодорожная линия, вдоль неё мы с мамой собирали уголь, а потом я целый год ходила по ней в школу, которая была в парке…»
«Теперь моя родина здесь»
В 1956 году в СССР началась массовая реабилитация людей, невинно пострадавших от политических репрессий. Дождались этого и Чебышевы. После того как их доброе имя было восстановлено, две старшие сестры со своими семьями приняли решение вернуться на родину. Правда, обосновались они не в самом Крыму, а в Мариуполе. Анна же в этом году получила аттестат о среднем образовании. Вместе со своими одноклассниками она вошла в историю школы №20 как её первый выпуск десятиклассников.
И чтобы не возвращаться к этой теме ещё раз, сразу скажу, что спустя несколько лет большая фотография Анны Чебышевой, вернее, в то время уже Малых, долгое время висела на доске почёта в родном учебном учреждении: школа по праву гордилась своей выпускницей. Точно такое же фото в рамочке сегодня стоит на столе в квартире Анны Савельевны. Глядя на него, где она молода и так хороша, невольно переносишься в ту эпоху и жаждешь услышать, так что же было дальше в этой интересной и столь непростой истории.
После школы Анна устроилась работать на «Кузбассэлемент», в цех №25. Рабочие профессии тогда были в большом почёте, а молодым людям, особенно тем, чьё детство было не самым сытым и счастливым, они давали возможность почувствовать себя самостоятельными и встать на ноги. Ещё через два года Анна вышла замуж, и вскоре после этого вернулась в тёплые края её третья сестра, семья которой впоследствии обосновалась в Геленджике. Но их мама решилась на такой шаг и уехала в Мариуполь лишь много лет спустя — тогда же она осталась вместе с самой младшей дочерью.
Свою трудовую биографию Анна Савельевна начинала с профессии газосварщика. Постепенно набираясь мастерства, она стала комплектовщиком, а затем её назначили мастером участка. При её непосредственном участии в цехе внедрялась линейка по производству никель-кадмиевых аккумуляторов 2НКП. Эти изделия предназначались для питания армейских средств связи, и их приёмку на заводе осуществляло военное представительство Министерства обороны СССР. Но до того, как это происходило, Анна Савельевна сдавала партию главным специалистам предприятия. До сих пор с большим уважением она вспоминает главного технолога Аллу Дмитриевну Агееву, её заместителя Валентину Георгиевну Войцехович, заместителя начальника ОТК Лидию Петровну Никитину. Однако, несмотря на то, что с работы она зачастую возвращалась поздно, Анна Савельевна всегда была в центре общественной жизни «Кузбассэлемента» и всегда старалась помочь людям. Много лет она была руководителем парткома цеха и цехкома, дважды её избирали народным заседателем городского суда.
Трудовые заслуги Анны Савельевны неоднократно отмечались знаками и званием победителя социалистического соревнования, юбилейной медалью в честь 100-летия со дня рождения вождя Октябрьской революции В.И. Ленина, а в 1977 году — правительственной наградой. Вручал ей орден Трудовой Славы Пётр Поликарпович Белоногов, первый секретарь горкома партии, – по тем временам первое лицо города.
Ленинск – Мариуполь: мы вместе!
Всё это так живо в памяти Анны Савельевны, как будто было только вчера. Но уже нет в живых её мужа Алексея Николаевича Малых, с которым они прожили вместе 55 (!) лет, мамы и сестёр. Почил в Бозе и завод, на котором она проработала всю свою жизнь, уйдя на заслуженный отдых лишь в 1992 году. Давно уже выросли дочери Алла и Светлана, взрослыми стали и четверо внуков. Сегодня их род здесь, в Сибири, вместе с ними продолжают и четверо правнуков Анны Савельевны. Но где-то далеко, в многострадальном Мариуполе, отбитом защитниками Донбасса у украинских нацистов, течёт их родная кровь в жилах племянников Анны Савельевны и их потомков.
В своё время она и сама побывала там, вблизи той земли, откуда её увезли несмышлёным ребёнком. А дочь Светлана однажды даже навестила место, где её мама родилась, — село со столь необычным названием Фонтан, где нашла дом, в котором когда-то родилась её мама. Связь между двумя ветвями рода Чебышевых не прекращается, несмотря ни на что, все эти годы, и это тоже своего рода победа в жизни людей с такими непростыми судьбами. А старейшая представительница рода, крещёная в младенчестве на благодатной земле Крыма, сегодня в своих молитвах, обращённых к Богу, просит лишь об одном – чтобы живы и здоровы были все родные, и обязательно – под мирным небом…
Наталья АРТЁМКИНА.
Фото автора.