Много лет уже прошло с тех пор, как отгремели залпы Великой Отечественной войны. Созданы Книги памяти, где есть краткие сведения о погибших защитниках Родины. Почти 120 тысяч кузбассовцев отдали свои жизни на полях сражений, в их числе почти пять тысяч ленинск-кузнечан. Многие из них до сих пор лежат в сырой земле без имени, и поисковые отряды время от времени возвращают нам их имена. Ведут свои поиски и родные павших воинов, пытаясь протянуть сквозь десятилетия ниточки памяти. Об одной такой истории мне хотелось бы рассказать накануне Дня защитника Отечества.
Пришла в дом похоронка
Летом 1944-го ленинск-кузнечанин Дмитрий Иванович Карнаков получил похоронку на сына Петра. В документе сообщалось о гибели солдата возле села Хумола Выборгского района Ленинградской области. Отец сразу не поверил страшному сообщению. Попросил дочь Тасю внимательно прочесть ему те скорбные строки еще раз. Два сына у него воюют на фронте, вот недавно пришло письмо от танкиста Марка. Писал, что жив и здоров. И вот — беда… В слезах пришла с работы мать. Она трудилась тогда на чугунолитейном заводе, в цехе, где выполняли заказ №1, целиком шедший на оборону. Вся улица Краснофлотская, друзья Петра переживали гибель соседского парня и друга.
«Не забывай брата!»
Анастасия, сестра Петра, узнав эту весть, сильно плакала. Чтобы никто не слышал и не видел её рыданий по брату, убежала на речку. Сколько времени провела она на Ине в одиночестве, никто не знает. Вернулась к вечеру совсем понурая. Долго еще грустила, каждый день потом ждала почтальонку тетю Машу: а вдруг придёт заветное письмо, и брат тоже напишет, что жив-здоров и скоро вернётся. Она часто писала на фронт — об этом просил Петр. «Не забывай брата, каждая полученная весточка от вас ободряет меня», — это было в письме от 23 апреля 43-го. Все пожелтевшие треугольнички в семье сохранились и передавались внукам как память. «Я помню, как моя бабушка, Анастасия Дмитриевна, рассказывала нам, что её брат Пётр погиб на войне. Сколько лет прошло с тех пор, но я всегда помнила его имя», — говорит Ирина Тетюхина, проводившая поиски места гибели и захоронения солдата великой войны.
Каким он был, солдат Отчизны?
Всероссийская акция «За Родину», посвящённая Великой Победе, затронула сердца горожан. Они делятся с нами воспоминаниями о родных-фронтовиках, рассказывают о том, как сайт «Подвиг народа» помог найти сведения о них. «Посмотреть бы фото деда Петра – интересно, каким он был. У нас сохранился только графический рисунок, где он в возрасте 18 лет, и ещё два письма», — рассказала Ирина Николаевна. К 70-летию Победы внучке захотелось побольше узнать о нём — где воевал, какие награды имел: «Я знала, что он был, а где и как погиб — не знала, да и спросить уже некого».
От сайта к сайту
Однажды она прочитала о том, что областная библиотека имени Фёдорова оказывает услуги по поиску сведений о ветеранах Великой Отечественной войны. Отправила туда все данные на Петра Дмитриевича Карнакова, какие имелись в семье. И через два месяца получила ответ, где были указаны электронные ресурсы с информацией о фронтовике. В свободное время штудировала сайты, делала запросы для получения копий документов. Заинтересовали её сайты «Братское захоронение советских бойцов и командиров 1941-1944 годов», «Помните нас». И вот долгожданный ответ: похоронен солдат в селе Хумола Выборгского района Ленинградской области – там, где погиб. Но вот фамилии Карнакова почему-то не оказалось на сельском мемориале. И внучке пришлось налаживать контакты с местными жителями. Откликнулась одна из них, которая по просьбе Ирины Николаевны посетила воинское захоронение и сообщила, что на памятнике, действительно, нет такой фамилии. Но где же она тогда?
Мемориал под Выборгом
Настойчиво продолжая поиски, Ирина проверила все воинские захоронения, которые расположены в Ленинградской области, а их оказалось немало. «Я вчитывалась в фамилии очередного захоронения, и вот он — Карнаков. Ура! Я нашла его на мемориале «Петровка», — с чувством выполненного долга вспоминает она. Оказывается, к 30-летию Победы было решено перезахоронить останки всех воинов из небольших братских могил в единый мемориальный комплекс, который стал самым крупным на территории Выборгского района. Здесь нашли последний приют 5095 бойцов, из них 4279 – неизвестные солдаты.
«Я вернусь, мама!»
С улицы Краснофлотская города Ленинска-Кузнецкого в мае 1942 года уходило на фронт немало парней. Привычная для тех дней картина: на станции Кольчугино ждал отправки эшелон с новобранцами, шли к нему весёлой толпой ребята, девчата. На станции из громкоговорителя доносился вальс «Прощание славянки», где-то играла гармошка, кто-то стоял, обнявшись, словно предчувствуя, что прощается навсегда. Были здесь рядом с другими и Карнаковы. Мать не сдерживала слёзы: уходил на фронт второй сын. Тася с подругой Александрой крепко прижимались к Петру, а он то и дело повторял: «Я вернусь! Я вернусь, мама!». Последние минуты летели незаметно. «Девчонки, я вам отправлю с фронта номер почты, только пишите мне», — сказал на прощание Пётр. Вот этот номер — 24478А – и указывала потом Ирина, когда отправляла поисковые запросы.
Защищая Сталинград
Так стало известно, что со 2 октября 1942-го по 2 февраля 1943 года солдат воевал на Сталинградском фронте. На груди Петра уже блестела медаль «За отвагу». Сталинград и Мамаев курган, операция «Уран», контрнаступление наших войск – теперь всё это часть истории Отечества. Оттуда Пётр писал: «Как заговорила наша дальнобойная артиллерия с левого берега реки Волги! Посоветую вам посмотреть кинокартину «Сталинград» — в ней сущая правда о битве». Операторы военной кинохроники сумели под шквальным огнём заснять тогда бои, продолжавшиеся днём и ночью. А командир дивизиона майор Бородин отмечал личные качества Карнакова. Вот сведения из наградного листа: линию связи постоянно рвало, но она в течение 3-5 минут восстанавливалась, и команды передавались без задержки. Если учесть, что задание выполнялось под сильным огнём противника, то станет понятно, с какой отвагой и геройством воевал сибиряк.
Награды не нашли героя
После боёв за Сталинград их гвардейская артиллерийская бригада была переброшена на Ленинградский фронт. И вот сухие строки архивной справки: «21 июня 1944 года при выполнении боевого задания командования гвардии сержант Карнаков П.Д., командир отделения связи 18-й гвардейской гаубичной артиллерийской Ленинградской бригады большой мощности, погиб на боевом посту». Не успел гвардии сержант получить ордена Отечественной войны первой и второй степеней, которыми был награждён приказом по артиллерии Ленинградского фронта от 7 августа 1944 года: «За образцовое выполнение боевых заданий…» Награды не нашли героя – он был удостоен их, как многие, посмертно. Но родителям писал: «Разобьём немцев, вернёмся домой живы и здоровы и будем жить!»
Зажгли свечу памяти
И вот Ирина Николаевна, её сестра Алёна и племянница вместе стоят у мемориала «Петровка»: «Казалось, все кругом стихло, сердце забилось вдвойне. Вот где, дедушка, ты нашёл свое пристанище в братской могиле». Горсть родной земли принял могильный холм. Зажгли свечу. «Здравствуй, Пётр Дмитриевич! Привет тебе привезли от сестры и бабушки. Все мы тебя помним, и будем помнить!», — сказали они там вслух, не сдерживая ни нахлынувших чувств, ни слов…
Почти два года понадобилось Ирине Николаевне, чтобы пройти с помощью сайтов боевой путь защитника Сталинграда и Ленинграда Петра Карнакова до самой последней черты. Все архивные материалы, видео с мемориального захоронения «Петровка» теперь будут передаваться из поколения в поколение его потомкам, чтобы жила память.
Тамара СЫТИНА.
Экскурсовод городского краеведческого музея.
Фото из музейного архива.