Эта профессия никогда не устареет и не потеряет своей значимости. С тех пор как человек научился добывать огонь, он приобрёл не только помощника, значительно облегчающего его жизнь, но и беспощадного врага, сметающего на своём пути целые города. В конце апреля в России отмечают 370-летие пожарной охраны, и в рядах доблестных огнеборцев своё достойное место занимают ленинск-кузнецкие ветераны.

«Друг за друга горой!»

Виктор Фомич Красный — майор внутренней службы в отставке. Поступив когда-то в Свердловское пожарнотехническое училище не по призванию, а всего лишь «за компанию с одноклассником», после его окончания он отслужил в пожарной охране более 28 лет. Один год молоденький выпускник проработал в ведомственной пожарной охране Западносибирского металлургического комбината в Новокузнецке, после чего вернулся в родной город. В послужном списке Виктора Фомича есть несколько разных должностей, но в течение 24 лет он возглавлял сначала городскую, а потом районную пожарную инспекцию, участвовал в организации пожарной части №1. В 1992 году по показателям работы районное отделение Госпожнадзора под его руководством заняло первое место в областном соревновании, а сам Виктор Фомич был удостоен знака «Отличник пожарной охраны СССР».
Много чего повидал ветеран за годы своей службы, неоднократно принимал непосредственное участие в тушении пожаров. Но больше всего, говорит, запомнился ему тот случай, когда он спас мальчика-дошкольника. «Это было в районе Пионерского парка, неподалёку от райотдела милиции, — вспоминает Виктор Фомич по моей просьбе во время встречи с ветеранами в музее пожарной части. – Родители оставили пацана одного: мама работала медсестрой, папа – таксистом. Оба ушли в ночную смену, а вскоре начался пожар. Когда мы приехали по вызову, соседи сказали, что в квартире должен быть ребёнок. Начали искать, и нашли в ванне. Видимо, когда он прятался, упал в ванну, а там была вода. Это его и спасло. Выносил я его уже обвисшим как плеть. Снял с себя маску, сделал ему искусственное дыхание, и он задышал…»
Интересно, запомнил ли тот малыш, давно уже ставший взрослым, что когда-то его спас дядя-пожарный, обращается ли иногда в своих мыслях к нему со словами благодарности?.. Хотя для самого Виктора Фомича, как и для многих его сослуживцев, спасение чужой жизни с риском для своей – это не геройский, а вполне рядовой поступок в рамках его служебного долга. Точно так же, как и забота о своих подчинённых во время принятия ответственных решений. «Так мы были воспитаны ещё в училище: друг за друга горой, и в огонь, и в воду», — говорит он. Несомненно, такая позиция не всегда была «удобной» для вышестоящего руководства, но Виктор Фомич от неё не отступал. По этой причине однажды и выговор получил, но так и остался уверенным в своей правоте. «В декабре 1976-го тушили мы пожар в магазине рядом с центральным рынком. Мороз под 40 градусов, здание всё обстроено ларьками, там, видно, везде обогреватели. Надо воду подавать, а напряжение в сети не отключено, — рассказывает Виктор Фомич. – И я принял решение, прежде всего, обеспечить безопасность людей. Но пока нашёл ответственных за отключение, машины воду вылили, и у них пожарные рукава замёрзли на морозе. В ОРСе до воды не добрались, пришлось возить её издалека. А здание магазина деревянное, посуда пластмассовая – горело так, что ВГСЧ и пожарные из Белова тушить помогали. После этого мне выговор и дали. Но для меня он особого значения не имел: слава богу, что все тогда остались живы…»

Романтики с улицы Огоньковой

Валентина Захаровна Нагорных в пожарной охране служила в 1976-2011 годах. Начинала с отдела кадров, потом была замполитом, начальником отряда, диспетчером. Она стояла у самых истоков создания ППЧ-1 (профессиональная пожарная часть) на КСК и потом возглавляла пожарную часть комбината. Это предприятие было особенным в плане пожароопасности в силу применявшегося на нём сырья и технологии производства тканей. «Однажды пожар произошёл в смесовом цехе, где смешивали шерсть и синтетику, — вспоминает Валентина Захаровна. – Тогда погибли две женщины. Пожарные уже вывели их из цеха, но они вспомнили, что у них там осталась зимняя одежда. А площади огромные, запасные выходы заварены, чтобы не было воровства… Синтетика при горении выделяла отравляющие вещества, и наши сотрудники работали в газодымозащитных аппаратах. В общем, выйти самостоятельно женщины не смогли… Но надо отдать должное руководству комбината: после этой трагедии оно исправно следило за соблюдением противопожарных требований и реагировало на наше любое, даже мельчайшее, замечание…»
Примечательно, что порой в должностные обязанности Валентины Захаровны входило ещё и многое другое: организация и проведение конкурсов профессионального мастерства, смотров художественной самодеятельности, праздничных вечеров, творческих конкурсов для детей сотрудников и т. д. Очень нравились многим и коллективные поездки на бортовой машине за ягодой, колбой, грибами – представляете, такая вот романтика! Разве поймёт её сегодня кто-нибудь из молодых, часы напролёт проводящих в ноутбуках и прочих гаджетах?..
«В каждой пожарной части города были гармошки и баяны, в ПЧ-4 – свой струнный оркестр, который занимал первые места на областных конкурсах. А на КСК наши ребята в свободное от работы время облицевали плиткой стены ППЧ, на заработанные деньги купили инструменты и организовали вокально-инструментальный ансамбль», — рассказывает Валентина Захаровна с таким вдохновением, что у неё даже преображается лицо: вот уж действительно – не хлебом единым жив человек. Хотя, как выясняется, с хлебом у пожарных, как и у всех остальных, одно время тоже были проблемы. В трудные 90-е, когда в обороте практически не было наличных денег, предприятия, с которыми ПЧ работали по договорам, расплачивались с ними и мукой, и хлебом. Кроме того, в те же самые годы, когда, чтобы прокормиться, все повально занялись садово-огородными делами, в одном из городских садоводческих товариществ появилась улица Огоньковая. Люди, начавшие строить на ней домики, с одной стороны, вложили в это название любовь к чудесным сибирским цветам, а с другой подчеркнули особенность своей профессии. Так вот, спустя 30 лет с тех пор Валентина Захаровна по-прежнему с большим удовольствием проводит лето на своём дачном участке. А ещё она – и стоит ли этому удивляться? – работает на общественных началах заместителем председателя местной ветеранской организации сотрудников пожарной охраны.

«Дружба верная не кончается»

Входит в состав совета ветеранов и Галина Петровна Баздырева, стаж которой в пожарной охране тоже составляет три десятилетия. Работать она начинала в ПЧ-4 инструктором по профилактике и, как с удовольствием отмечает, носила такую же строгую форменную одежду, в которую одет один из женских манекенов в музее. Потом была старшим инструктором, диспетчером ПЧ-5, базировавшейся на электроламповом заводе, и ППЧ на КСК. Без отрыва от производства растила своих детей, но при этом никогда не жаловалась на нехватку свободного времени, а наоборот, всегда успевала посвятить его своему любимому занятию. «Я участвовала во всех спевках и концертах, которые у нас проходили, — говорит Галина Петровна. — Хочу сказать, что мы вообще жили очень весело и дружно».
И наверное, всё это помогало и ей, и многим другим преодолевать негативные эмоции, неизбежно связанные с профессий и не всегда адекватной реакцией людей, попавших в чрезвычайные ситуации. Вот один из таких примеров, рассказанный Галиной Петровной: «Когда я работала старшим инструктором, ездила на пожары. Однажды приехали в посёлок Свердловский, где горело сено, а нас оттуда погнали с вилами, потому что хотели это сено спасти и от огня, и от воды…»
Несомненно, у каждого из этих троих, награждённых за добросовестную многолетнюю службу многими ведомственными знаками отличия и юбилейными медалями, своя судьба — в чём-то счастливая, в чём-то совсем нет. Но, глядя на них, думается мне, что есть у них и ещё одна судьба — общая на всех. И уж в ней-то все они точно счастливы.

Наталья АРТЁМКИНА. Фото автора.

admin
mail@ria-leninsk.ru