Детство нашей участницы Великой Отечественной войны Анны Максимовны Шляховой прошло в районе школы №33. Когда-то Аня играла здесь с подругами, радовалась летнему солнышку и белым снегопадам. Она росла веселой, озорной девчонкой и была любимицей отца, Максима Филатовича, который часто поучал дочку: «Никому не поддавайся и не давай себя в обиду!».
Когда началась война, Ане было 16 лет. После ухода отца на фронт жизнь стала труднее, и после десяти классов она устроилась в пошивочный цех горкомбината. В цеху шили военное обмундирование. Анюта старалась выполнять работу как можно лучше, потому что это было её поле битвы с врагом – так она и её товарищи по цеху понимали свою роль в той страшной битве не на жизнь, а на смерть, которая шла на фронте и в тылу.
Девушке исполнилось 18 лет, когда пришла повестка. Анне надо было явиться на призывной пункт города Кемерово. Здесь по таким же повесткам собралось множество знакомых и незнакомых девчат – её ровесниц. Им поставили задачу отмыть вагоны, которые все почему-то называли телятниками. Потом в этих вагонах оборудовали нары, поставили печки-буржуйки, и они стали называться теплушками. Заготовили уголь, дрова. Состав подцепили к тепловозу, и девчонки просто и буднично, даже не задумываясь о том, что не всем удастся вернуться в родные города, отправились на фронт.
— Ехали мы 17 дней, — вспоминает Анна Максимовна. – Конечным пунктом стал город Городец под Горьким. Здесь приступили к учебе. Предполагалось, что в течение шести месяцев мы будем получать медицинские знания и необходимые практические навыки лечения, но потом время учебы сократили до трех месяцев, а после нас распределили по воинским частям.
Санинструктора направили в медицинский взвод 2-го гвардейского Краснознаменного ордена Суворова механизированного корпуса. В его составе Анна несла службу до конца войны. Прошла с ним Румынию, Австрию, Венгрию, Чехословакию. Видела разрушенные города, лишенных крова голодных людей. Но во время войны она впервые испугалась не смерти, а бомбежки. Помнит, что побежала, сама не зная куда, уши заложило, и думать о чем-то было просто невозможно.
Анна едва не утонула в Дунае, переправляясь с подразделением по понтонному мосту. Она рассказывает, что сначала прошла техника, а дальше двинулись люди. Аня не умела плавать, но была уверена, что с ней ничего не случится. Однако во время неожиданно начавшегося обстрела в какой-то момент, не удержавшись, упала в воду. Ей, молодой девушке, санитарке, «сестренке», помогли выбраться из воды солдаты. Возможно, среди них были и те, кого она выносила с поля боя.
Ветеран войны вспоминает и самый, пожалуй, горький случай из своей фронтовой жизни. Тогда к ней в гости ненадолго приехала подруга Лена – военный шофер. Она перевозила снаряды. Девчата проговорили всю ночь: о доме, службе, общих знакомых. Потом Лена собралась домой. Аня провожала её, стоя на подножке автомобиля. И вдруг в тот самый момент, когда машина выехала за ворота госпиталя, началась бомбежка.
— Смотрю, летит бомба, и прямо на нас. Не успела ничего понять: раздался взрыв! Подругу убило сразу – разорвало грудную клетку. Меня отбросило взрывной волной, ранило ногу осколком. Ранение не оформляла, лечилась сама, как-никак санитарка. Теперь оставшийся шрам напоминает мне о войне…
Победу встретила в Чехословакии, в городке Брно. Это был день огромного счастья, светлых надежд на мирную жизнь и горькой боли потерь.
Домой поехали только в сентябре, после того, как вылечили оставшихся солдат. Она служила с 1943-го по 1945-й годы. Награждена орденом Отечественной войны, медалью «За боевые заслуги», медалью Жукова, юбилейными медалями.
После войны Анна Максимовна три десятка лет трудилась в химической лаборатории шахты имени Кирова и в «Кузбассуглегеологии». Стала ударником десятой пятилетки. Но это была уже мирная награда.
Вернувшись домой в сентябре 1945 года, она узнала о гибели отца в бою на Орловско-Курской дуге, помогала матери по хозяйству, провожала на работу братьев, встречалась с подругами, в общем, привыкала к мирной жизни и даже заглядывала на танцы. Здесь на неё и обратил внимание Федор Васильевич Павловец, учитель музыкальной школы, музыкант, весельчак, предложивший ей затем выйти замуж. Аня согласилась и за годы замужества родила четверых детей. Но муж рано ушел из жизни, и его молодая жена осталась вдовой. Позднее она познакомилась с Иваном Давыдовичем Шляховым. Он не побоялся взять на себя заботу о маленьких детях, а они, в свою очередь, стали называть его папой.
Сейчас Анна Максимовна болеет и не выходит из дома, а дочь Нина Федоровна за ней ухаживает. Слушая рассказы матери, вытирает невольно набегающие слезинки, потому что больно видеть маму, всегда такую сильную, больной и немощной. Но Анна Максимовна и теперь умеет видеть в жизни радость и бывает особенно счастлива, услышав звонки своих детей и внуков.
Я горжусь тем, что в своей жизни познакомилась с по-настоящему великими женщинами, защищавшими нашу Родину. Общаюсь с ними, записываю их воспоминания и через газету передаю их молодому поколению. Чтобы учились на великих примерах и были достойными наследниками поколения победителей.
З.И. ТЕРЕЩЕНКО. Ветеран труда.